С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого
строения группы, главным образом с целью иерархизировать различные
процессы, происходящие в группе. Авторы предпочитают в последней редакции
рассматривать уровни групповой структуры в обратном порядке, начиная с
характеристики ядерных отношений. Центральное звено групповой структуры
(обозначаемое как А) образует сама предметная деятельность группы (см. рис. 13.
С. 215). Она задана той более широкой социальной структурой, в которую данная
группа включена. Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно
социально-позитивная деятельность (если анализируется именно коллектив).
Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных
критериев: 1)оценка выполнения группой основной общественной функции
(успешность участия в общественном разделении труда); 2)оценка соответствия
группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому
ее члену возможности для полноценного развития личности. Диагностика
уровня развития группы предполагает качественно-количественную оценку
каждого из этих параметров. В ряде экспериментальных исследований
прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного
слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое
образование, но позволяет связать с психологическими процессами,
проявляющимися на следующих стратах, совокупность тех общественных
отношений, в которых данная группа существует.
Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию
отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и
задачам. Названный ранее ЦОЕ («ценностно-ориентационное единство»), этот слой
позже описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной
деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы,
эмоциональной идентификации с группой и пр. Принципиально важным
является, таким образом, рассечение всей системы групповых отношений этого
уровня на два слоя: на только что охарактеризованный слой (обозначаемый как Б),
где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой (В), фиксирующий
собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
Именно этот слой описан наиболее подробно: в экспериментальных
исследованиях вскрыт целый ряд специфических феноменов, которые
отсутствуют в тех группах, где это деятельностное опосредование не развито.
Наконец, выделяется четвертый .слой групповой структуры (Г), где фиксируются
поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные
отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных
эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни
общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве
основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы. Хотя
полного отсутствия какого бы то ни бьшо опосредования не удалось установить,
тем не менее преобладающий здесь способ отношений в наименьшей степени
связан с общей деятельностью группы.
Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений
позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как
последовательное включение совместной деятельности в опосредование
многообразных контактов между членами группы. Не следует упрощать вопрос и
представлять себе каждый этап в развитии какой- либо конкретной группы как
присутствие в ней одного какого-то слоя отношений. Напротив, развитие
|