группы не означает, что более низкие слои отношений здесь исчезают, но
означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает
невозможным объяснение групповых процессов только с точки зрения
процессов, происходящих в низшем слое.
Предложенный подход к вопросу содержит в себе реализацию, с одной
стороны, определенного «ответа» на идеологический норматив (коллектив
специфический вид группы в социалистическом обществе). Но вместе с тем,
содержит попытку дать дальнейшую разработку проблемы группы в социально-
психологическом знании. Будет справедливым рассмотреть такую попытку как
опыт построения специальной социально-психологической теории коллектива.
Нельзя сказать, что все исследования коллектива в отечественной
социальной психологии идут в русле этой концепции. Однако основные идеи,
представленные в ней, разделяются большинством авторов. В частности, сама идея
определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития
деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Л.И.
Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных
параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития.
В качестве таких обязательных параметров называются: направленность
коллектива, организованность, подготовленность и психологическая
коммуникативность (Умайский, 1971). Далее устанавливается континуум реальных
групп от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной
совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда
ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости.
Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных
параметров. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и
превращения ее в коллектив в данной схеме соответствуют тем трем слоям,
которые были выявлены А.В. Петровским и на основании которых была
разработана идея разной степени деятельностного опосредования всей системы
отношений группы на соответствующих уровнях ее развития.
Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две
проблемы. Первая из них поиск адекватных методических средств,
позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень
выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик,
которые дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой
группы. Много предложений в этой области уже апробировано, но построение
системы методик, пригодных для этой цели, остается еще задачей.
Второй проблемой является более конкретное описание тех
модификаций, которые происходят с каждым из известных групповых
процессов, на каждом новом этапе развития группы.
Методологическое значение социально-психологической теории
коллектива. Выделение проблемы коллектива в социальной психологии в
качестве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет большое
методологическое значение, важное для судеб самой социальной психологии как
науки (Донцов, 1984). Можно проанализировать несколько линий, по которым
введение проблемы коллектива в тело социальной психологии изменяет общую
ситуацию в этой науке.
Выявление специфики такого нового группообразования, как
коллектив,позволяет увидеть перспективность применения в социальной
психологии принципа деятельности. Он не просто декларируется, но в данном
|