обществом получает новую разработку. Она по существу противостоит
идеологическому диктату признать абсолютный приоритет коллектива над
личностью. Личность является субъектом социальной деятельности и
включение ее в группу ни в коей мере не умаляет субъектных свойств личности.
Напротив, если группа достигает определенного уровня развития и становится
коллективом, то она не противостоит личности как ее члену, но сама становится
интеграцией субъектных свойств своих членов и превращается в особый
«совокупный субъект» деятельности (Буева, 1965). С другой стороны, получает
новое объяснение и процесс формирования личности. Общее положение
социальной психологии о том, что это формирование осуществляется как путем
усвоения социальных влияний, так и путем активного воспроизводства
общественных отношений, может теперь быть раскрыто более конкретно: в
каждом отдельном случае нужен специальный анализ того, через какие
конкретные группы осуществлялось общественное воздействие на личность, и
можно предположить, что результат будет варьировать в зависимости от этого
обстоятельства. Это происходит не потому, что личность пассивно впитывает в себя
те модели поведения, которые задает ей группа («хорошая» или «плохая»), но
потому, что ее активная позиция формируется в различных направлениях, и с
различной мерой выраженности определенных характеристик в зависимости от
того, развивается она в коллективе или в групповых образованиях, не
достигших этого уровня. * *
*
Проблема коллектива, будучи новой проблемой в структуре социально-
психологического знания, стимулирует определенные направления для
переосмысления многого из того, что накоплено в области психологии групп до сих
пор, поскольку представляет новый подход к проблеме развития малых групп.
Литература
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная
социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1965.
Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
Макаренко А.С. Избр. сочинения. М., 1948.
Психологическая теория коллектива. М., 1979.
Социально-психологические вопросы общественной активности
школьников и студентов. Курск, 1971.
Уманский Л.И. Критерии и характеристики общественной активности
личности и контактной группы как коллектива // Социально-психологические
аспекты общественной активности личности и коллектива школьников и
студентов. Ярославль, 1975.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.:
Просвещение, 1980.
Глава 14
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
История исследований. Логическим продолжением рассмотрения групп
является область психологии межгрупповых отношений, Эта проблематика до
недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин
является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее
весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического
|