Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 229 
Next page End  

обществом получает новую разработку. Она по существу противостоит
идеологическому диктату признать абсолютный приоритет коллектива над
личностью. Личность является субъектом социальной деятельности и
включение ее в группу ни в коей мере не умаляет субъектных свойств личности.
Напротив, если группа достигает определенного уровня развития и становится
коллективом, то она не противостоит личности как ее члену, но сама становится
интеграцией субъектных свойств своих членов и превращается в особый
«совокупный субъект» деятельности (Буева, 1965). С другой стороны, получает
новое объяснение и процесс формирования личности. Общее положение
социальной психологии о том, что это формирование осуществляется как путем
усвоения социальных влияний, так и путем активного воспроизводства
общественных отношений, может теперь быть раскрыто более конкретно: в
каждом отдельном случае нужен специальный анализ того, через какие
конкретные группы осуществлялось общественное воздействие на личность, и
можно предположить, что результат будет варьировать в зависимости от этого
обстоятельства. Это происходит не потому, что личность пассивно впитывает в себя
те модели поведения, которые задает ей группа («хорошая» или «плохая»), но
потому, что ее активная позиция формируется в различных направлениях, и с
различной мерой выраженности определенных характеристик в зависимости от
того, развивается она в коллективе или в групповых образованиях, не
достигших этого уровня. * *
*
Проблема коллектива, будучи новой проблемой в структуре социально-
психологического знания, стимулирует определенные направления для
переосмысления многого из того, что накоплено в области психологии групп до сих
пор, поскольку представляет новый подход к проблеме развития малых групп.
Литература
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная
социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1965.
Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
Макаренко А.С. Избр. сочинения. М., 1948.
Психологическая теория коллектива. М., 1979.
Социально-психологические вопросы общественной активности
школьников и студентов. Курск, 1971.
Уманский Л.И. Критерии и характеристики общественной активности
личности и контактной группы как коллектива // Социально-психологические
аспекты общественной активности личности и коллектива школьников и
студентов. Ярославль, 1975.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.:
Просвещение, 1980.
Глава   14
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
История исследований. Логическим продолжением рассмотрения групп
является область психологии межгрупповых отношений, Эта проблематика до
недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин
является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее
весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического
Hosted by uCoz