социальных групп, выступающих в качестве объектов социально-
психологического анализа.
В соответствии с общими установками концепции деятельностного
опосредования межличностных отношений А.В. Петровский выделяет в своей
типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования
межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2)
общественная значимость групповой деятельности (Y). Векторы образуют
пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в
обществе. Вектор «опосредованное» имеет одностороннее направление,
вектор «содержания деятельности» позволяет расположить группы по обе
стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально
различных содержаний деятельности, соответствующих общественному
прогрессу и не соответствующих ему.
Общая схема приобретает такой вид (рис. 14).
Рис. 14. Типология групп в рамках психологической теории коллектива
(А.В. Петровский)
Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1
обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и
максимальна степень опосредования межличностных отношений
деятельностью; фигура 2 общность с высоким уровнем социальной
значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером
здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще
до коллективных); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию
своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования
межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером
является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда
преступников, мафия); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при
условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы
антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в
меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования
общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована
как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального
содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой
степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы
схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей
экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип,
поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а
среди них подходящий пример найти не совсем просто).
Хотя можно говорить о необходимости дальнейшего совершенствования
схемы, основные принципы концепции работают здесь достаточно четко и
служат обоснованию критериев, выдвинутых для классификации групп.
Наконец, введение понятия коллектива способствует продвижению
вперед и в области такой старой, но чрезвычайно значимой проблемы, как
взаимоотношение группы и личности. Социальная психология на всех этапах
своего развития и в разных теоретических системах обращалась к этому
вопросу. Сформулированная еще философскими предшественниками
социальной психологии коллизия свободы личности и ее детерминации
|