Navigation bar
  Print document Start Previous page
 176 of 229 
Next page End  

(ремонтировали водопровод). Замер отношений «бывших» групп друг к другу на
этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла
полностью.
Важно подчеркнуть тот принципиалный вклад, который был сделан в
изучение области межгрупповых отношений. В отличие от «мотивационных»
подходов, свойственных фрейдистски ориентированным исследователям, когда
центральным звеном оставалась отдельная личность в ее отношениях с
представителями других групп, Шериф предложил собственно «групповой»
подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой
враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной
личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в
понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании
взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики —
когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты
этого взаимодействия. Не случайно поэтому, что впоследствии критика
исследований Шерифа велась именно с позиций когнитивистской ориентации.
В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела,
заложившего основы принципиального пересмотра проблематики
межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую
дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и
внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе), Тэшфел
полемизировал с Шерифом по вопросу о том, что является причиной этих
явлений. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых
отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей
группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между
группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых
отношений.
В эксперименте студентам показали две картины художников
В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой
картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно
разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто
зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их
больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или
Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись.
Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены
приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по
отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина
межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте
осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление
враждебности к чужой группе.
Отсюда был сделан и более широкий вывод о том, что вообще область
межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера,
включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию,
социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную
(межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению
Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в
изучении межгрупповых отношений. По мысли Тэшфела, независимо от
объективных отношений, наличия или отсутствия противоречий между
группами факт группового членства сам по себе обусловливает развитие этих
четырех когнитивных процессов, приводящих в конечном счете к
Hosted by uCoz