решить некоторые свои проблемы (Шибутани, 1961). Несмотря на шуточный
характер этого утверждения, в нем в общем точно подмечена потребность выделения
какого-то нового класса проблем, которые не подведомственны никакой из ранее
существовавших дисциплин. Еще более определенно эта потребность проявила себя в
развитии тех двух наук, которые считаются непосредственными «родителями»
социальной психологии: психологии и социологии.
Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем,
что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее
частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих
концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и
т.д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в
частности использование гипноза как специфической формы внушения. Был вскрыт
факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих
воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме,
относящейся к компетенции социальной психологии. В основном же русле того, что
сегодня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма,
недостаточность которого постепенно начинает становиться очевидной, что и порождает
попытки его преодоления. Яркой фигурой в этом течении является немецкий психолог
Г. Гербарт. Стремясь перейти от описательной психологии к объяснительной (что
было продиктовано нуждами педагогической практики), Гербарт считает исходным
феноменом психологии представление («первичное единство души»), с точки зрении
которого можно построить объяснительные модели. Это было попыткой осознать
новые формы детерминации психических явлений, но попытка оказалась
непродуктивной. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск
новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалась, в
целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась пока
не слишком значительной, по крайней мере в русле основных теоретических концепций.
Первоначально прообраз будущей социальной психологии зарождается на
боковых путях развития психологии, а не на магистральной линии развития
(Ярошевский, 1976).
По-иному складывался интерес к социально-психологическому знанию в
области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в
середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист
Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала строить
попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из
других областей знания (Очерки по истории теоретической социологии XIX нач. XX
вв., 1994). Исторически первой формой такого редукционизма для социологии оказался
биологический редукционизм, особенно ярко проявившийся в органической школе (Г.
Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к
законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни
социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась
более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического
редукционизма здесь действительно учитывается специфика общественной жизни.
Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении
отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного
явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может
служить концепция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, элементарный
социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет
интрацеребральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно
изучаться интерментальной психологией. Общая
|