модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один
подражает другому.
Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою
несостоятельность, социологи предложили более сложные формы
психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к
законам коллективной психики. Окончательно оформляется особое направление в
системе социологического знания психологическое направление в социологии.
Родоначальником его в США является Л. Уорд, но, пожалуй, особенно ярко идеи этого
направления были сформулированы в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения,
первичный социальный факт составляет не сознание индивида, не «народный дух», но
так называемое «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное как
социальный разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или,
что то же самое, социология. Здесь идея «сведения» доведена до ее логического конца.
Психологическое направление в социологии оказалось весьма
жизнеспособным, по-видимому, потому, что в принципе психологизация
общественных отношений легко и органично согласуется с любыми попытками более
углубленного истолкования общественной жизни (Смелзер, 1994. С. 18). Психологизм
прочно обосновался в социологии, что в дальнейшем в значительной степени запутало
вопрос о специфике социально-психологического знания: чрезвычайно легко
оказалось смешать психологическое направление в социологии и социальную
психологию. Поэтому наряду с интересными находками, касающимися отдельных
характеристик психологической стороны социальных явлений, психологическое
направление в социологии принесло много вреда становлению социальной психологии
как науки. Однако на поверхности явлений дело выглядело таким образом, что внутри
социологии был зафиксирован большой интерес к развитию социально-
психологического знания. Таким образом, в развитии двух наук психологии и
социологии обозначилось как бы встречное движение, которое должно было
закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.
Первые исторические формы социально-психологического знания. Эти
взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым
формам собственно социально-психологического знания. Прежде чем приступить к их
характеристике, необходимо сказать о той общей атмосфере развития научного знания, в
которой эти первые теории родились. Они еще не могли базироваться на какой бы то ни
было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции
универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии той
эпохи. Концепции эти неизбежно создавались в канонах философского знания,
были спекулятивны, умозрительны и социальная психология приобрела в этом виде
характер крайне описательной дисциплины. Из всего многообразия первых социально-
психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию
народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Принципом или
критерием их различения является способ анализа взаимоотношения личности и
общества. При решении этой проблемы принципиально возможны два подхода:
признание примата личности или примата общества. Тогда примером первого решения
явятся психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером
второго решения психология народов. Оба эти решения найдут свое продолжение
в истории социальной психологии в последующие этапы ее развития, и потому
нужно особенно внимательно рассмотреть, как обе эти тенденции формировались.
Психология народов как одна из первых форм социально-психологических
теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами
|