критерия, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о
соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное
существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной
целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который
осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в
связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта
специфика получила отражение в ряде теоретических построений немецкого
обществоведения той эпохи. Определенное влияние она оказала и на психологию
народов. Теоретическими источниками ее послужили: философское учение Гегеля о
«народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выражению М.Г.
Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской монадологии и английского
ассоцианизма» (Ярошевский, 1976. С. 238). Психология народов попыталась
соединить эти два подхода.
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили
философ М. Лацарус (18241903) и языковед Г. Штейнталь (18231893). В 1859 г. был
основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их
статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о
том, что главная сила истории народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает
себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание
есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной
психологии «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по
которым протекает духовная деятельность народа».
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В.
Вундта (18321920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863
г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в
1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на
основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что
психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии
народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные
работы, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии народов». С точки
зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной
дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических
процессов речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается
психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ
продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.
Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал
психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже
предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и
обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная
дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии
народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Несмотря на
различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея
концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в
индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум
специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами,
применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные
упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует
нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и
индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.
Психология масс представляет собой другую форму первых социально-
психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение
|