понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы
совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко
представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то
притушен, коль скоро в центре внимания социальная среда и подчеркивается
направление ее воздействия на личность.
Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в ее активном
взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого
взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что
преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно
должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента.
Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не
снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность
понимается как становящийся активный социальный субъект.
Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и
«воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей
литературе в двух значениях в узком и широком смысле слова. В узком
смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного
воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с
целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий,
норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность
процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается
специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели.
В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека
всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д.
Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все
общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если
употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация
отличается по своему значению от процесса, описываемого термином
«воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то
различие ликвидируется.
Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации:
социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной
стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто
недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного
воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной
деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две
стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы,
принимающие идею социализации в русло социальной психологии,
разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-
психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто
усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности,
установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта
фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность
индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче,
когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему
социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую
ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в
себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и
общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При
|