такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека
одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Первая сторона процесса социализации усвоение социального опыта
это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона
характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое
воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия
определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы
преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии
деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в
коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет
обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной
психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то
для социальной психологии «со стороны взаимодействия личности и среды».
Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса,
принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью
становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс
становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.
Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это
становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер
должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер
является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним
миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса
социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей
(Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При
этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это
ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и
между ее различными видами. Она осуществляется через посредство
личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо
значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их
освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным
выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс
центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и
соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс это
освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и
осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих
преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно
сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как
субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к
экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные
исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и
возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о
том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем
мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования
деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение
процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно
закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее
социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в
|