системе данных ей непосредственно связей, но и в системе личностных
смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных
«единиц», в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных
групп. Об этом здесь говорится пока лишь в порядке постановки проблемы,
включения ее в общую логику социально-психологического подхода к
социализации.
Вторая сфера общение рассматривается в контексте социализации
также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль
скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно
понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику
этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления
общения, это прежде всего переход от монологического общения к
диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более
точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в
том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах
осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает
личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты
междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для
возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки
зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый
возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то
незначительное количество исследований в этой области объясняется
дискуссионным характером другой проблемы социализации проблемы ее
стадий.
Наконец, третья сфера социализации развитие самосознания
личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации
означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9). В
многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных,
установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на
протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С
точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким
образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс.
Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно,
а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как
количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает
качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их
развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том
числе в группах) уровень развития его самосознания
вот вопросы, которые
должны получить ответ при исследовании процесса социализации.
К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много
противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и
разнообразных пониманий личности, о которых уже говорилось. Прежде всего
само определение «Я-образа» зависит от той концепции личности, которая
принимается автором. Весь вопрос, по выражению А.Н. Леонтьева, упирается в то,
что будет названо в качестве составляющих «Я-образ».
Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее
распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный
(знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).
Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека
|