социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в
отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация
предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой
деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит
отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно
выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую
(Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни
человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия
разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до
поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии
именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь
период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится,
безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или
техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для
выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и
прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С
другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода
довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все
более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом,
и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой
схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос
получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является
весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество
одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой
группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя
демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не
представляет затруднений это весь период трудовой деятельности человека.
Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением
образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения
социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что
личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает
особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации
логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для
развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания
сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще
труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается
воспроизводство социального опыта. Конечно, юность важнейшая пора в
становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов
при выявлении факторов этого процесса.
Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить:
включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает
особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного
образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса
возникают новые возможности для построения междисциплинарных
исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом,
который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы
актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте.
|