Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более
сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то
обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на
трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества
к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного
развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в
современных обществах. Увеличение продолжительности жизни
с одной
стороны, определенная социальная политика государств с другой (имеется в
виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре
народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде
всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется
трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу,
как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие
дисциплины, как геронтология и гериатрия.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема
послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно
противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто
бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его
социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период
вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в
терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения
является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса
социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно
новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В
пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные
экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц
пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст,
вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится
вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом
возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека
(младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст,
подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь
последний из возрастов «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по
мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует
окончательному становлению идентичности (Берне, 1976. С. 53; 7177). Если
принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия
социализации действительно существует.
Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике
отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого
возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере,
право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея
непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых,
косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет
включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой
деятельности имеет большое значение. Для становления личности
небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как
с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их
развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для
|