оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как
специфические социально-психологические аспекты при этом не получают
полного освещения. Практическая же необходимость в социально-
психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в
дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких
лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования
личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс
социализации в раннем детстве.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом
является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная
психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту
исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование,
которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа
обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По
сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и
государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и
демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные
представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или
препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет
возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми,
возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по
себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой
среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит
ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации
варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).
Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на
проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с
юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в
становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с
постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова):
профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967. С. 166). Если
в теоретическом плане активность личности может быть определена самым
различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается
часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения
хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период
наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом
принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт
социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких
решений.
В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации
период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном
институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном
контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более
значительное место в системе различных общественных наук.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то
важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии
огромное большинство исследований выполнено именно на материале
трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как
институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать
любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном
|