Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 229 
Next page End  

смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или
группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового
коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при
этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой
проблемы,как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в
группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации
приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы,
группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым
содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы
и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного
опыта.
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой
стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно,
назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов
различные общественные организации, членами которых по преимуществу
являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых
возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит
исследовать вопрос и об институтах этой стадии.
Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации
обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть
сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение
названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное
«извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.
При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких
групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в
психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера
представленное™ в индивидуальной психологии социально-типического
должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам
такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой
группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий
социализации необходимо учитывать социально-экономические различия
города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт
социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с
системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в
частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет
та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит
конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема
социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как
своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших
групп в развитии личности.
Литература
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные
исследования. Вып. 3. М., 1970;
Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М.,
1976.
Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.
Выл. 9. Л., 1971.
Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе
школьников. Минск, 1972.
Hosted by uCoz