Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.
Кон. И.С. Открытие Я. М., 1978.
Кон. И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
Кон. И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
Кон. И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.
Глава 17
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
Исследования социальной установки в общей психологии. При
исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает
проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким
образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно
воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на
вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно
проявляет себя в ее действиях и поступках?
Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том,
чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того
чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо
прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие
личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается
соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма,
побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем
определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в
определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются,
когда выбирают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной
степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки
(Обуховский, 1972). Оно широко используется в житейской практике при
составлении прогнозов поведения личности: «Н., очевидно, не пойдет на этот
концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли
мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском
уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к
понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое
собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо
соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией.
Проблема установки была специальным предметом исследования в
школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная
установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий
рассматривается как идентичное. Тем более, что набор определений,
раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож:
«склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно
развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу
действия «социальных установок».
Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе:
«Установка является целостным динамическим состоянием субъекта,
состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое
обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей
|