Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 229 
Next page End  

виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая
группа.
Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные
качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-
психологического тренинга (Петровская, 1982). Однако и в этой области
существуют еще достаточно большие исследовательские резервы. Они, в
частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии
некоторые результаты изучения личности, полученные в общей психологии,
соотнести с ними некоторые специальные механизмы перцептивного процесса. В
качестве примеров можно привести следующие.
Механизм перцептивной защиты. Будучи разновидностью
психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений
взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от
травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
В социальной психологии, в период разработки Дж. Брунером идей «Нового
взгляда», понятие перцептивной защиты было включено в проблематику
социальной перцепции, в частности в проблематику восприятия человека
человеком. Хотя экспериментальные данные, полученные в общей психологии
относительно подсознательных попыток субъекта восприятия «обойти» стимул,
представляющий угрозу, были подвергнуты критике, идея сохранилась в
модифицированной форме: как признание роли мотивации в процессах социальной
перцепции. Иными словами, в социальной психологии перцептивная защита может
быть рассмотрена как попытка игнорировать при восприятии какие-то черты
другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию.
Такая преграда может быть выстроена и в отношении всей группы. В частности,
механизмом перцептивной защиты может служить и другой феномен, описанный
в социальной психологии — так называемая вера в справедливый мир. Открытый
М. Лернером, этот феномен состоит в том, что человеку свойственно верить в
наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или
наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым. Соответственно
человеку трудно верить в несправедливость, т.е. в то, что с ним может случиться
что-то неприятное без всякой «вины» с его стороны. Встреча с несправедливостью
включает механизм перцептивной защиты: человек отгораживается от
информации, разрушающей веру в «справедливый мир». Восприятие другого
человека как бы встраивается в эту веру: всякий, несущий ей угрозу, или не
воспринимается вообще, или воспринимается избирательно (субъект восприятия
видит в нем лишь черты, подтверждающие стабильность и «правильность»
окружающего мира и закрывается от восприятия других черт). Ситуация в
группе может складываться либо благоприятно, либо неблагоприятно для
веры в «справедливый мир», и в рамках каждой из этих альтернатив по-разному
будут формироваться ожидания от восприятия членов группы. Возникшая таким
способом своеобразная форма перцептивной защиты также влияет на характер
общения и взаимодействия в группе.
К сожалению, вопрос о том, становится ли механизм перцептивной
защиты свойством личности в процессе общения, — и если да, то к каким
последствиям это приводит, — остается не исследованным. Точно так же
остается не выясненным и то, при каких обстоятельствах, в каких условиях
групповой деятельности и общения этот механизм укрепляется. Данные
вопросы должны быть изучены на фундаментальном уровне, поскольку в
Hosted by uCoz