критерии «вторичности» перечисленных свойств, да и основание
классификации остается не вполне ясным.
Еще более неразработанным остается понятие: «социально-
психологические способности личности», хотя ему уделяется большое
внимание в литературе, и оно активно используется в экспериментальных
исследованиях. В целом вся группа этих способностей связывается с
проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих
способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах
процесса общения: «перцептивная способность» (В.В. Лабунская),
«способность к эмоциональному отклику» (А.А. Бодалев), «общая способность к
оценке другого» (Г. Олпорт); «наблюдательность» и «проницательность» (Ю.М.
Жуков) и т.п. Для обозначения социально.-психологических способностей
(как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются
вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность»,
«компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-
перцептивный стиль» и др.
Хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки,
однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-
психологические качества личности это качества, которые формируются в
совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и
другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп,
в которых функционирует личность.
Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в
своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в
группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для
характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной
составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем,
насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними,
участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты,
соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать
нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные
качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых
«складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных
социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность
эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои
собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с
их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и
тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не
принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или
иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности
каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение:
позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих
членов или, напротив, сдерживает ее.
В теоретическом плане этот подход позволяет более тонко различать
эффективность деятельности личности и ее общую активность, которая не
обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно
приводит к продуктивному результату. Нет сомнения в том, что и общая
активная жизненная позиция личности весьма важна, но не менее важно и
выявление условий, при которых личность оказывается успешной в конкретном
|