установился, а лишь становится. Социальной психологии переходного периода, к
сожалению, не существует. И свой, отечественный опыт тоже сформировался в
условиях, хотя и специфической, но социальной стабильности. Ее тоже уже не
существует: общество совершает переход не только «к чему-то», но и «от чего-то».
Таким образом, рассмотренный и с этой стороны опыт социальной психологии
оказывается не вполне пригодным. Задачу можно поэтому сформулировать так:
нужна социальная психология переходного периода для нестабильного общества, с
новым комплексом проблем, свойственных именно таким его характеристикам.
Соображение о том, что социальная психология изучает «сквозные» проблемы
человеческих взаимоотношений, их общие, универсальные механизмы, не может
поправить дела. На протяжении всего курса мы стремились показать, что действие этих
механизмов различно в различных социальных контекстах. Следовательно, анализ
этого нового контекста необходим. Такая задача не может решаться в короткие
сроки; поэтому первая ее часть это именно осознание ситуации, принятие в
расчет того, что новый «социальный контекст» для нас сегодня это глубочайшая
нестабильность общества. Под социальной нестабильностью не следует понимать просто
эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений. Нестабильность
проявляется в рассогласованности этих изменений по их направленности, по их
темпу, по мере их радикальности в разных частях общественного организма
(например, достаточно быстрая ломка политических институтов и медленные
преобразования в экономике). Термин «кризис» все чаще употребляется для
характеристики переживаемого периода.
Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность, хотя и
обладает некоторыми общими чертами, когда она возникает в определенные периоды
развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму; она
сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее
традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность
«накладывается» и на тот образ общества, который существовал в массовом сознании до
периода радикальных преобразований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду
кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и
ценностей, или, напротив, период достаточно динамичного развития. В России новая
возникшая ситуация оказалась психологически особенно сложной потому, что в
прежний период, в тоталитарном обществе, стабильность его декларировалась как
официальной идеологией, так и самой организацией общественной жизни. Ведь
стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев,
заданное их объективным ходом истории, несокрушимой верой в правильность
принимаемых решений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а
всякое расшатывание их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная
ориентация личности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах
всего общества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и неколебимостью. Это
было поддержано и высокой степенью институционализированности общественных
структур, жесткой регламентацией их деятельности.
В становящемся новом типе общества его нормы плюрализм мнений,
допустимость различных вариантов экономических решений, права человека
воспринимаются многими социальными группами достаточно тяжело. Что означает
кризисное состояние общества для массового сознания? От четкого ответа на этот
вопрос во многом зависит программа преобразования общества, да и самой
социальной психологии, если она хочет ответить на вопросы общества. Уже сегодня
можно обозначить те процессы, с которыми сталкивается массовое сознание в
ситуации нестабильности и которые требуют пристального социально-
психологического внимания.
Прежде всего это глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов. Сама
|