нормативным представлениям об идеальном же обществе.
Как отнестись сегодня к такой идеологической ангажированности? Не думаю, что
следует идти самым легким путем просто отбросить различные
идеологические «вкрапления» в ткань социальной психологии. Еще хуже заменить
один идеологический ряд каким-либо другим. Полагаю, что во взаимоотношениях
социальной психологии и марксизма нужно различать две стороны. Первая
использование философских идей марксизма как методологической основы
дисциплины. В конце концов все социально-психологические теории современности в
конечном счете опираются на ту или иную систему философских принципов. Право
каждого исследователя принимать (или отвергать) основания какой-либо системы
философских знаний и следовать им. Такое же право должно быть сохранено и за
марксистской философией. Вторая сторона то принятие (или отвержение)
идеологического диктата, который явился следствием того, что марксизм был
официальной идеологией некоторой социально-политической системы
социалистического государства. Этот прямой диктат имел драматические
последствия для многих научных дисциплин в истории нашего общества. Именно эта
сторона взаимоотношений науки и идеологии должна быть тщательно осмыслена.
«Социальный контекст» социальной психологии, как и всякой науки, имеющей дело с
обществом, неизбежен. Важно четкое уяснение той мысли, что понимание
социальной детерминированности социально- психологических феноменов не
должно означать апологетики существующего политического режима. К сожалению,
именно эта истина часто предавалась забвению. Размышления о судьбе
общественных наук и их взаимоотношений с обществом это сегодня глобальная
задача всех обществоведов. Учебник, представляющий элементарный курс, не может и
не должен анализировать эту проблему в полном объеме. Задача состоит в том, чтобы
при систематическом изложении конкретных вопросов проблема эта как бы стояла за
ними, на «заднем плане». Насколько удалось решить ее, автору судить трудно.
Я еще раз с глубокой благодарностью думаю теперь уже о много- численных
поколениях моих студентов и читателей, в течение почти пятнадцати лет
штудирующих социальную психологию по моему учебнику, так или иначе
подающих мне «обратную связь». Я также признательна моим коллегам
преподавателям и сотрудникам кафедры социальной психологии факультета
психологии МГУ, трудами которых создавалась сама кафедра и переживал свое
становление курс социальной психологии: их замечания и комментарии, сделанные при
использовании учебника, оказали мне неоценимую помощь.
Рекомендуемая литература приведена в настоящем издании так, что
непосредственно цитируемые монографии и статьи из сборников даны после каждой
главы (в этом случае указаны авторы как монографий, так и отдельных статей с
последующим наименованием сборника, где они опубликованы); в конце учебника
прилагается общий список литературы, где названы лишь монографические работы и
коллективные сборники с полными выходными данными (в последнем случае уже без
названия отдельных статей и упоминания имен их авторов). Этот полный список работ
можно считать общей рекомендацией к дополнительному чтению при изучении
курса социальной психологии.
Г. Андреева
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Подход к проблеме. Само сочетание слов «социальная психология»
|