указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе
научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная
психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что
каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве
составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет
много различных причин. Главной из них является объективное существование
такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть
исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и
социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой
«психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются
не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными
сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей
возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и
взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является
сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах
одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле
слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности
как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее
проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют
необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно
«ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для
их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях
современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер
общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня
происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области
промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой
информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным
поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что
практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной
психологии.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной
психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя
обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской
социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный
перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований
начался лишь в конце 50-х начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная
психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым
социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно
использование ее результатов различными общественными силами. Социальная
психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно
подтверждает эту истину.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой
другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки
практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь
|