Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 229 
Next page End  

материала, причем этот факт не «снижает» качество знания, а, напротив, делает
интерпретации осмысленными, поскольку позволяет в полной мере учитывать тот
социальный контекст, в котором происходят изучаемые ученым события.
Философская разработка этой проблемы дополняется в настоящее время и
вниманием к ней со стороны социальной психологии. Один из пунктов критики
американской традиции со стороны европейских авторов (в особенности С.
Московией) состоит именно в призыве к учету ценностной ориентации социально-
психологических исследований (Московией, 1984. С. 216).
Проблема ценностей является отнюдь не абстрактной, но весьма актуальной
проблемой для социальной психологии. Тщательность подбора, разработки и
применения конкретных методик не может сама по себе принести успех социально-
психологическому исследованию, если утрачено вщение проблемы в целом, т.е. в
«социальном контексте». Конечно, главная задача — найти способы, при помощи
которых этот социальный контекст может быть схвачен в каждом конкретном
исследовании. Но это уже второй вопрос. Важно видеть эту проблему, понимать, что
ценностные суждения неизбежно присутствуют в исследованиях наук, подобных
социальной психологии, и нужно не отмахиваться от этой проблемы, а сознательно
контролировать свою собственную социальную позицию, выбор тех или иных
ценностей. На уровне каждого отдельного исследования вопрос может стоять так: перед
началом исследования, перед выбором методики необходимо продумать для себя
основную канву исследования, продумать, ради чего, с какой целью исследование
предпринимается, из чего исходит исследователь, начиная его. Именно в этом контексте
в последние годы остро обсуждается в социальной психологии, так же как и в
социологии (Ядов, 1995), вопрос о качественных методах исследования.
Средством реализации всех этих требований является построение программы
социально-психологического исследования. При наличии тех методологических
трудностей, о которых говорилось выше, важно в каждом исследовании четко
обозначить, эксплицировать решаемые задачи, выбор объекта, сформулировать
проблему, которая исследуется, уточнить используемые понятия, а также системно
обозначить весь набор используемых методов. Это во многом будет способствовать
«методологической оснащенности» исследования. Именно при помощи программы
можно проследить, каким образом каждое исследование включается в «социальный
контекст». Современный этап развитии социальной психологии ставит задачу
построения своеобразного «эталона» социально-психологического исследования в
противовес тому эталону, который был построен в традиции, преимущественно
сформировавшейся на основе философии неопозитивизма. Этот эталон должен
включать в себя все те требования, которые сегодня предъявляются к науке
предпринятой ею методологической рефлексией. Именно построение программы может
способствовать совершенствованию исследований, превращению их в каждом отдельном
случае из простого «собирания данных» (даже совершенными методами) в подлинный
научный анализ изучаемого объекта.
Литература
Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992.
Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии:
проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных
исследованиях. Пер. с англ. М., 1980.
Лекции по методике конкретных социальных исследований.. М., 1972.
Леонтьев А.Н. Деятельносгь. Сознание. Личность. М., 1975.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. М., 1972.
Саганенко Г.Н. Социологическая информация. Л., 1977.
Свенцицкий А., Семенов В.Е. Социально-психологическое исследование //
Hosted by uCoz