Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 229 
Next page End  

выше. Однако все это не отвергает возможности заимствовать ряд понятий из
теории информации. Например, при построении типологии коммуникативных
процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность
сигналов». В теории коммуникации этот термин позволяет выделить: а)
аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis
— ось), когда сигналы
направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; б)
ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete
— сеть), когда сигналы
направлены множеству вероятных адресатов (Брудный, 1977, с. 39). В эпоху
научно-технического прогресса в связи с гигантским развитием средств
массовой информации особое значение приобретает исследование ретиальных
коммуникативных процессов.
Поскольку в этом случае отправление сигналов группе заставляет членов
группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае
ретиальной коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и
социальная ориентация участников коммуникативного процесса. Это также
свидетельствует о том, что сущность данного процесса нельзя описать только в
терминах теории информации. Распространение информации в обществе
происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр
действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться
непринятой, а ложная — принятой. Психологически крайне важно выяснить, при
каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован
этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и
ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется
фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие
средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации,
создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация
выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия.
Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи,
пространственное или цветовое сопровождение ее.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух
типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается
в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-
то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это
может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении.
Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот,
определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это
может быть дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых
автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет
место в различных образовательных системах и не предполагает
непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам
характер сообщения может быть различным: мера объективности может
варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст
сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения
задается ком-муникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.
Средства коммуникации. Речь.
Передача любой информации
возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует
несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном
процессе, соответственно им можно построить классификацию
Hosted by uCoz