могут быть тому причиной. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не
равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть
идентичны в случае звуковой речи не только лексическая и
синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это
возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую
систему деятельности. Это хорошо поясняет Дж. Миллер на житейском
примере. Для нас, по-видимому, существенно провести некоторое различие
между интерпретацией высказывания и пониманием его, так как пониманию
обычно способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с
этим конкретным высказыванием. Муж, встреченный у двери словами жены: «Я
купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их
буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и
заменить перегоревшую лампочку.
Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут
возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не
связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с
погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или
психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за
того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто
различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но
различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут
быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия,
которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий,
употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное
мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры
порождены объективными социальными причинами, принадлежностью
партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их
проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в
более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом
случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона
общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при
наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся
ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их
наличию.
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более
чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или
вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся
(например, чрезмерная застенчивость одного из них (Зимбардо, 1993),
скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название
«некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися
особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к
другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь,
которая существует между общением и отношением, отсутствующая,
естественно, в кибернетических системах. Все это позволяет совершенно по-
особому ставить вопрос об обучении общению, например, в условиях социально-
психологического тренинга, что будет подробнее рассмотрено ниже.
Названные особенности человеческой коммуникации не позволяют
рассматривать ее только в терминах теории информации. Употребляемые для
описания этого процесса некоторые термины из этой теории требуют всегда
известного переосмысления, как минимум тех поправок, о которых речь шла
|