воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на
простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г.
Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой
информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по
Лассуэллу, включает пять элементов.
1)
Кто? (передает сообщение) Коммуникатор
2) Что? (передается) Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача)
Канал
4) Кому? (направлено сообщение) Аудитория
5) С каким эффектом? Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много
разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики
коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в
частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса.
Таких позиций может быть три: открытая коммуникатор открыто объявляет
себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в
подтверждение этой точки зрения; отстраненная коммуникатор держится
подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не
исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая
коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к
специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из
этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в
коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из
названных позиций обладает определенными возможностями для повышения
эффекта воздействия (Богомолова, 1991).
Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия
текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-
анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных
частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.
Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX в.
взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически
изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что
никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее
важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок
аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований
относительно роли установок аудитории в восприятии информации.
Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений
исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане
повышения эффективности средств массовой информации.
Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при
познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она
и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь
этот процесс включен в более сложное явление общение, поэтому важно и в
этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в
том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на
друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только
знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и
мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем
знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя
речь и является универсальным средством
|