единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции.
Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений.
Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по
аналогии с фонемой в лингвистике). Хотя отдельный кин самостоятельного
значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем
образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в
ситуации общения,
На основании предложения Б¸рдвистла были построены своего рода
«словари» телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных
национальных культурах. Но сам Б¸рдвистл пришел к выводу, что пока
построить удовлетворительный словарь телодвижений не удается: само понятие
кина оказалось достаточно неопределенным и спорным. Более локальный
характер носят предложения о построении словаря жестов. Существующие
попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них просто не
решается), но тем не менее определенный «каталог» жестов в различных
национальных культурах удается описать.
Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализации»
различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более
или менее однозначная «сетка» основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д.
В предложениях Б¸рдвистла содержался и этот аспект; все человеческое тело
было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога
левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения
словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы кины были привязаны к
определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей
известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако
неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно
надежной.
Рис. 7. Методика FAST (Facial
Affect
Scoring
Technique) Несколько более
скромный вариант предложен для записи выражений лица, мимики. Вообще в
литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то
классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом и
получившая название FAST
Facial
Affect
Scoring
Technique . Принцип тот же
самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и
область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций,
наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев,
удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет
регистрировать более или менее определенно мимические движения (рис. 7). Эта
методика получила распространение в медицинской (патопсихологической)
практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в «нормальных»
ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что и здесь проблема кодов решена
полностью.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации
показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда
самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не
только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы
невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр
коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с
вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен
|