системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо
интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой
проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М.
Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив
зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как
дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз.
Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки,
представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон
ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для
ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде
всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два
горизонтально расположенных круга (аналог глаз). Не говоря уже о
медицинской практике, явление это оказывается весьма важным и в других
профессиях, например, в работе педагогов и вообще лиц, имеющих отношение к
проблемам руководства. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет
значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности
поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к
продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое
«Я», или, напротив, скрыть его.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один
общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою
собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный
код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться,
причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем
участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система
кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной
коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать
кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел
этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к
вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Как известно, в общей теории информации вводится понятие
«семантически значимой информации». Это то количество информации,
которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и
«срабатывает». В процессе человеческой коммуникации это понятие можно
интерпретировать так, что семантически значимая информация это как раз та,
которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл. Все
невербальные знаковые системы умножают этот смысл, иными словами,
помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое
дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного
понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых
знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-
то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе
речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается
главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема решена полностью на
сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.
Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Б¸рдвистлу.
Разрабатывая методологические проблемы этой области, Б¸рдвистл предложил
вьщелить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на
основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на
|