Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 229 
Next page End  

неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В
экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно
проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию
об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.
Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и
играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны».
Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления
информации о человеке для составления представления о нем. В одном
эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий
незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й
группе, что он интроверт; в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что
он интроверт; в 4-й группе — то же, но в обратном порядке. Всем четырем
группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных
качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким
описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о
незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации:
предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта
первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается
незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека
действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более
новая, информация оказывается наиболее значимой.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как
проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека
человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный
стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине
содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью
представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле
слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или
человека, которым пользуются как известным «сокращением» при
взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в
частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое
происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на
основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления
строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип
возникает относительно групповой принадлежности человека, например
принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные
профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой
профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой
профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.).
Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта,
строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его
ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может
привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному
упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не
обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не
происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или
непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не
Hosted by uCoz