(который тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его суждения
отнюдь не исключают элемента оценки).
Тем не менее и тесты, и экспертные оценки в определенных случаях
принимаются в качестве внешнего критерия, хотя их применение не снимает
основной трудности. Эта трудность отсутствие возможности проверить
точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными
объективных методик заставляет искать иные подходы к самому пониманию
проблемы и путям ее решения.
Один из таких путей осмысление всей совокупности «помех»,
стоящих на пути межличностной перцепции. К таким «помехам» могут быть
отнесены все рассмотренные нами механизмы, эффекты, возникающие в этом
процессе. Конечно, знание того факта, что впечатления о человеке
категоризуются в основном на основе прошлого опыта или что при
формировании их действует эффект первичности, косвенным образом помогает в
установлении неточности межличностного восприятия. Однако знание этих
механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не помогает в
определении меры ее.
То же относится и к другому ряду средств, а именно к более
пристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. В этом
случае можно установить (и сделать это достаточно точно), каково соотношение
характеристик воспринимающего и объекта восприятия. В экспериментах по
межличностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов: а)
переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя; б)
ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объектом восприятия,
наконец г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс
межличностной перцепции. Соотнеся между собой эти четыре группы факторов,
можно по крайней мере определить, в какую сторону свойственно сместиться
восприятию в каждом конкретном случае. Важным фактором повышения
точности восприятия другого человека является получение от него обратной
связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному
прогнозу поведения партнера по общению (Соловьева, 1992).
Довольно давно в социальной психологии родилась заманчивая идея
отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей.
Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли
определенной стабильностью способность отдельных индивидов «читать»
характеристики других людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на
вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафиксирована, а в
других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же противоречивые
результаты были получены и относительно того, можно ли обучить искусству
более точного восприятия другого человека. Несмотря на то что вопрос этот
остается дискуссионным, ряд усилий тем не менее предпринимается.
Они связаны с использованием для этих целей социально-
психологического тренинга. Наряду с тем что тренинг применяется для
обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы на
повышение перцептивной компетентности, т.е. точности восприятия
(Петровская, 1989). Программы тренинга, применяемые в этом случае, весьма
разнообразны. Самой простой и неожиданной из них является фиксирование
внимания лиц, для которых точность восприятия других людей особенно
значима (учителя, врачи, руководители разных рангов), на таком простом факте,
|