определяются те их черты, которые в совокупности делают группу
психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену
идентифицировать себя с группой.
При такой трактовке фиксируются психологические характеристики
группы, а сама группа может быть определена как «общность
взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая
объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975. С. 50). Степень
подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики
такой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так,
например, некоторые авторы не ограничиваются только исследованием
названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по
аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля,
групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно
убедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, что
данный подход продуктивен.
В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с
точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы,
другие, как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповые
решения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к
особым групповым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен:
только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и
общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и
чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают
посредником между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту
задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальную
ячейку общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности,
выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком
социальной группы. Общее участие членов группы в совместной групповой
деятельности обусловливает формирование психологической общности между
ними и, таким образом, при этом условии группа действительно становится
социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в
социальной психологии.
В истории социальной психологии уделялось большое внимание
исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д.
Однако можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-
первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных
вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым»
подходом в американской, например, социальной психологии существует еще и
«индивидуальный» подход. Эти два подхода являются следствием двух
источников происхождения социальной психологии: из социологии и из
психологии. Для сторонников того и другого подхода характерен поиск причин
социального поведения людей. Однако сторонники индивидуального подхода ищут
лишь ближайшие причины такого поведения. Поэтому для них группа важна
только как факт одновременного присутствия многих людей, но вне широкой
социальной системы, в которую она сама включена. Именно здесь сосредоточено
чисто формальное понимание группы. С другой стороны, «групповой» подход в
гораздо большей степени пытается проникнуть за пределы самой группы, где
индивид непосредственно черпает свои нормы и ценности, в социальные
характеристики общественных отношений. Такой подход более характерен
для европейской социальной
|