психологии, где как раз и обоснована идея необходимости учета «социального
контекста» в каждом исследовании, включая анализ психологии группы. С этой
точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда групповые
процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной
деятельности группы полностью утрачивается. На это обстоятельство указывает С.
Московией: «Поразительно, что при исследовании групповой динамики никогда
не возникали вопросы о том, каким именно образом группа становится продуктом
своей собственной деятельности» (Московией, 1984. С. 215).
Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для
многих было характерно известное разъединение двух основных блоков
социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с
изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и
взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В
принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в
вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповая
деятельность, не представлена. Зато другой блок исследований, связанный
именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока
изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы,
рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной
групповой деятельностью. В результате возникает относительно изолированное
описание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенные
параметры группы при изучении происходящих в ней процессов.
Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в
ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу
групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно
исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того,
как эти межличностные отношения зависят от характера групповой
деятельности, а следовательно, как они связаны с общественными
отношениями.
Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать
требования нового подхода к исследованию группы. Задача заключается в том,
чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и
взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных
общественных ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту
задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, надо еще и
задать концептуальный аппарат, в рамках которого может быть исследована
группа в социальной психологии, описаны ее основные характеристики. Эта
понятийная схема необходима для того,чтобы можно было сравнивать группы
между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые
результаты.
Основные характеристики группы. К элементарным параметрам
любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура
группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.
Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в
зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть
описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном
случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики
членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в
связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать
надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве
|