Безусловно привлекательной представляется изложенная выше концепция реинжениринга корпораций
на основе бизнес-процессов, но она все-таки не отвечает на вопрос: какую конкретно структуру
принимают фирмы, прошедшие реинжениринг? Совокупность бизнес-процессов и их координация -
этого все-таки недостаточно для точных формулировок в описании новых организационных структур.
В целом результаты научных дискуссий о новых организационных структурах и подходах к
организациям могут быть сведены к нескольким тезисам:
1.
Современные организации не просто становятся гибкими, они превращаются в виртуальные
системы сетей, в сумму контрактов между поставщиками, специалистами, потребителями и
обществом в целом.
2.
Организации становятся все более невидимыми и неосязаемыми, коренным образом
меняются структуры управления. Не структуры, а отношения становятся источниками власти.
3.
Все более значимыми становятся способности и уровень квалификации работников, возрастает
роль нематериальных активов, снижается роль традиционных материально-вещественных
активов фирмы. Создается новый социальный контракт, определяющий взаимные
обязательства работников, менеджеров и собственников.
4.
Современные организации - это совокупности работников и их взаимоотношений. Отсутствуют
вертикальные иерархические структуры
.
Общий вывод, который может быть сделан на основании новых подходов к современной организации: с
одной стороны, вертикальные иерархические структуры заменяются горизонтальными, сетевыми, с
другой - резко возрастает роль контрактной экономической организации.
Теперь мы вправе определить рамки процесса перехода к новым организациям. Здесь фактически
проявляются две крайности. Первая - современная фирма представляет собой совокупность
скоординированных бизнес-процессов, прошедших реинжениринговую перестройку. Вторая -
современная корпорация есть не что иное, как совокупность контрактных отношений, малосовместимая
с таким анахронизмом как вертикальная внутрифирменная иерархия (такая организация получила
название виртуальной)
.
Рассмотрим подробнее оба подхода к современным компаниям. Начнем с совокупности
скоординированных бизнес-процессов, прошедших реинжениринговую перестройку.
В качестве примера возьмем структуру (схему процессов) американской компании, занимающейся
производством полупроводников, Texas Instruments (см. схему 3).
Схема 3
Приведено по: Хаммер М., Чампи Дж. Указ. соч. С. 175.
Схема отражает шесть бизнес-процессов. Это - упрощенный (укрупненный) вариант структуры
компании. Мы видим, что в ней отсутствуют вертикальные связи. Все связи фактически
горизонтальные.
Очень важным представляется, что рынок включен в структуру компании. Самостоятельную
структурную функцию выполняют и клиенты, которые, находясь вне рынка (это видно на схеме), могут
строить свои отношения с Texas Instruments только на основе заключения контрактов.
Схема отражает очевидный факт, что клиенты также являются фирмами со своими бизнес-процессами.
Следовательно, наша компания понимает, как протекает бизнес ее клиентов и какой вклад она может
внести в этот бизнес и составляющие его процессы
.
Напрашивается любопытный вывод: схема компании Texas Instruments (ее структура) включает в себя
все три известные формы экономической организации и возможные типы нерыночных отношений в
|