Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 142 
Next page End  

Организационное проектирование на основе выделения финансовых подразделений (ЦФУ, ЦФО,
центров прибыли, затрат и инноваций). Выделение ЦФУ, ЦФО, центров прибыли, затрат и инноваций.
Финансовая и организационная структура фирмы. Способ внутрифирменного упорядочивания
элементов на основе внутрифирменных финансовых потоков. Роль трансфертных цен. Издержки,
которые берутся в расчет при принятии решений в данном случае (общий подход и конкретный расчет).
Обычно для решения задачи организационного проектирования выделяют следующие виды
финансовых структурных подразделений - центры финансового учета (ЦФУ), центры финансовой
ответственности (ЦФО), центры прибыли, центры затрат, центры инноваций
.
ЦФУ - это структурные подразделения, осуществляющие определенный набор хозяйственных операций
и способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность данной деятельности.
ЦФО - структурные подразделения, осуществляющие операции, конечная цель которых - максимизация
прибыли, способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность, а также отвечать перед
вышестоящим руководством за реализацию установленных перед ними целей и соблюдение уровней
расходов в пределах установленных лимитов.
Центры прибыли - структурные подразделения, деятельность которых непосредственно связана с
реализацией одного или нескольких бизнес-проектов фирмы, обеспечивающих получение прибыли
.
Центры затрат - структурные подразделения, которые, как правило, обеспечивают поддержку и
обслуживание функционирования центров прибыли или центров инноваций, но непосредственно не
приносят прибыли.
Центры инноваций - структурные подразделения, которые непосредственно связаны с организацией
новых бизнес-проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
Для теории организации и организационного проектирования непосредственный интерес представляют
два вида финансовых структурных подразделений - ЦФУ и ЦФО.
Финансовая структура компании предстает перед нами в виде совокупности ЦФУ и ЦФО. Другие же
финансовые структурные подразделения в основном связаны с решением проблем управления
финансами в фирме, постановки бюджетирования и т. д., хотя информация, которая получается
менеджерами при их выделении, может быть принципиальной при принятии и структурных решений.
Очевидным (из самого определения) представляется то, что у нас границы финансовых структурных
подразделений в виде ЦФУ и ЦФО совпадают с границами структурных подразделений. Имеет место
лишь определенное агрегирование структурных единиц в финансовые структурные единицы.
В чем же тогда смысл такого выделения и такой группировки для организационного проектирования
(построения организационной структуры фирмы)?
Как нам кажется, это связано с возможностью на основе использования данной технологии изменить
организационную структуру компании, сделать ее более рациональной.
Сама перегруппировка, осуществляемая при помощи ЦФУ, позволяет, например, укрупнить некоторые
подразделения за счет ликвидации более мелких (это должно дать экономию на управленческих
расходах и на координации в рамках всей фирмы, хотя, с другой стороны, должны несколько возрасти
затраты, связанные с координацией в рамках данного укрупненного подразделения).
ЦФУ могут быть выделены не только на стадии непосредственного производства. Также оправданным
представляется выделение данного структурного подразделения и на уровне руководства компании и
соответствующих функциональных служб, например, учета, финансов, экономики, персонала,
разработки бизнес - плана и маркетинга
Заметим здесь же, что перечисленные функциональные подразделения не случайно объединяются в
один ЦФУ с руководством компании. Это связано, прежде всего, с тем, что все они являются
элементами внутренней среды организации
Выделение же ЦФО, например, позволяет решить в компании проблему недопущения
монополистических тенденций во внутренней среде организации. Напомним, что такие тенденции
могут возникать на уровне структурных подразделений, выполняющих функции, находящиеся на
границе между фирмой и внешней средой (закупка сырья и средств труда, сбыт готовой продукции).
Выше уже говорилось, что для преодоления негативного развития событий необходимо устанавливать
таким подразделениям определенные лимиты расходов, по которым они должны нести ответственность
перед руководством компании.
Таким образом, укрупненная функциональная структура компании с учетом выделения финансовых
структурных подразделений принимает следующий вид (схема 5):
Схема 5
Hosted by uCoz