менеджменту, классической школе менеджмента, школам человеческих отношений и
поведенческих наук, количественному, системному и ситуационному подходам).
Сразу же оговоримся, авторы не предлагают отбросить все, что было наработано в науке и
хозяйственной практике до настоящего времени, и встать на позиции единственно правильного
учения. Речь идет о становлении новой парадигмы менеджмента, которая закрепляет все позитивное и
ценное, что было сделано учеными и практиками-менеджерами, и разрешает накопившиеся в системе
менеджмента противоречия, создавая и мобилизуя новые стимулы и источники повышения
эффективности функционирования фирм.
Попытаемся теперь сформулировать основные положения этой концепции.
11.4. Современная концепция
менеджмента (новая парадигма)
Современная концепция менеджмента (новая парадигма). Роль трансакционных издержек,
фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменную иерархию. Значение
бизнес-процессов для построения современных организаций. Важность институционального подхода.
Роль теории организации в формулировании новой парадигмы менеджмента.
Концепция менеджмента, которая в настоящее время все больше и больше находит сторонников в среде
не только ученых-теоретиков, но и менеджеров-практиков, основывается на следующих базовых
постулатах:
1.
Обязательный учет трансакционных издержек и гарантий, которые дают трансакции (сделке)
различные формы экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная
иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
2.
Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации
рыночных отношений во внутрифирменные, что непосредственным образом сказывается на
организационных формах фирм. Фактически рыночные отношения (экономические по своей
природе) заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.
3.
Происходит отказ от одного из фундаментальных положений менеджмента всех школ и
направлений - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое,
обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность
функционирования фирмы. Элементарной единицей организации становится не
технологическая, или функциональная, единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного
потребителя как вовне компании, так и внутри ее.
4.
Принципиальное значение приобретает институциональный подход к экономическим
реальностям. Возрастает роль встроенных институтов и общественных организаций. Фирма
все больше и больше воспринимается не как определенный иерархически построенный
экономический субъект, а как некая сумма контрактов (неэкономических по форме отношений,
выражающих отношения экономические) между поставщиками, специалистами, потребителями
и обществом в целом.
Легко заметить, что эти принципиальные положения новой концепции менеджмента в значительной
степени отражают изменения, происшедшие в последнее время в теории организации. Теория
менеджмента все более и более сливается (объединяется) с теорией организации, образуя как раз новую
менеджерскую парадигму.
В практическом плане это теоретическое осмысление незыблемых доселе основ, отказ от некоторых из
них означает, по сути, мобилизацию новых специфических менеджерских ресурсов, использование
которых способствует повышению общей эффективности функционирования фирм.
По мнению авторов, которое нашло развернутое изложение в данном исследовании, таким ресурсом
становится управление собственно структурой организации. Представляется, что в наступающем веке
именно он будет востребован менеджерами и в конечном итоге позволит придать новый импульс
экономическому развитию и сможет обеспечить нашему Отечеству достойное место среди развитых
стран мира
|