В настоящий момент все эти компании функционируют, большинство достаточно успешно.
Исключение, как уже говорилось, составляет японская автомобилестроительная компания Ниссан.
Итальянская ИРИ по-прежнему опирается на государственное плечо.
Еще более содержательный материал - списки крупнейших американских компаний, которые
составляют основу для расчета индекса Доу - Джонса (30 наиболее успешных на данный момент
компаний) за последние 100 лет
.
В списке 1996 года не было ни одной компании, которая бы присутствовала в нем до этого года в
течение ста предыдущих лет. По убыванию срока пребывания (в годах): 1) General Electric - 93, 2) Texas
Co. - 79, 3) Westinghouse Electric - 75, 4) General Motors - 72 ... 11) Exxon - 68 ... 16) Du Pont Co. - 62 ...
20) IBM - 24 ... 24) Coca-Cola - 12 ... 26) McDonalds - 11, 27) Boeing - 9 ... 29) Walt Disney Co. - 5.
Рассмотрим факторы, влияющие на средний срок жизни экономической организации (фирмы). Первый,
уже отмеченный нами, - размер фирмы. Далее - отрасль приложения, тип товара, степень
комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический
уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность
менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура,
уровень издержек и проч.) и многие другие.
Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой
(последней) фазе. Появляющаяся вилка или дает фирме возможность развиваться в будущем, или
приводит к умиранию экономической организации.
Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это слияния
и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп
(подробнее см. 9.4.1, 9.4.2, 9.4.3). В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная
от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество этажей
управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-
промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).
Не следует думать, что стадия отмирания организации является необратимой. Выше авторы очень
осторожно формулировали траекторию движения фирм, оказавшихся в таком положении. Это связано в
первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная
технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество,
но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы
рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным
развитием фирмы, либо - с негативным).
Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном состоянии (подробнее см. 9.3). В
результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве
реальных экономических субъектов, но достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса
компаний, болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на
управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и проч.).
Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое
существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.
В данном разделе нас интересует общая постановка проблемы и общий подход к ее решению.
Принципиальным в этой связи представляется, что основной строительный материал организаций,
переходящих в новое качество (развивающихся), - это капитал.
Необходимое уточнение -
собственный капитал, который у современных крупнейших концернов
составляет миллиарды долларов, что, безусловно, открывает самые широкие возможности для фирмы.
Например, собственный капитал в середине 90-х годов составил: Дженерал Моторз - 12,823 млрд.
дол., Форд М оторз - 21,659 млрд. дол., Экссон - 37,415 млрд. дол., Ройял Датч-Шелл - 56.375
млрд. дол., Тоета - 49,028 млрд. дол., Дженерал Электрик - 26,387 млрд. дол., ИБМ - 24,413 млрд.
дол
. Именно наличие значительного собственного капитала и позволило ряду крупных фирм
пережить огромные убытки 1992 года (см. выше).
Возрастание капитала позволяет развиваться фирме, переходить в новое качество, осваивать новые
товары, захватывать новые рынки.
Мы рассмотрели основные проблемы данного раздела. Теперь настало время специально заняться
исследованием фирмы, проанализировать основные ее концепции, организационно-правовые формы
закрепления фирменной (корпоративной) структуры и распределение собственности на капитал в
современных компаниях
|