3. Теория фирмы
Теория фирмы. Фирма - конкретная форма бытия экономического субъекта. Необходимость
фирмы для национальной экономики. Конкурентоспособность народного хозяйства и уровень
развития фирм. Многообразие форм и видов фирм в рыночной экономике. Единство
многообразного в фирме.
В предыдущем разделе предметом нашего анализа была экономическая организация в целом. Мы
выделили три вида такой организации, из которых субъект может выбрать любой. Напомним, что это -
рынок, контрактная система и внутрифирменная иерархия (или фирма). Наше исследование шло от
рынка к нерынку. Таким образом, неизбежно в орбиту нашего интереса попала и контрактная система
как некое промежуточное состояние, включающее в себя как элементы рынка, так и элементы
нерыночной организации.
В этой части работы мы попытаемся рассмотреть проблему с другой стороны - с точки зрения
внутрифирменной иерархии, или фирмы.
Вряд ли вызовет спор тезис о том, что фирма (внутрифирменная иерархия) является конкретной формой
бытия экономического субъекта. Но это только на первый взгляд. Можно утверждать точно только то,
что фирма (внутрифирменная иерархия) может быть одной из конкретных форм бытия экономической
организации. Во-первых, экономический субъект может принять форму индивидуального капитала,
лишенного внутренней структуры, работающего на свободный рынок, либо индивидуального капитала,
работающего с другими субъектами на условиях контрактной системы. Во-вторых, подрывает
неоспоримость тезиса и сетизация, которая ведет к созданию плоских структур, в ряде случаев вообще
отрицающих внутрифирменную иерархию (подробнее см. 8.3).
Следовательно, нам необходимо внести некоторые уточнения. Прежде всего, утверждая равнозначность
понятий внутрифирменная иерархия и фирма, мы фактически подтверждаем позицию, что фирма
должна иметь иерархическую структуру, т. е. вертикально построенную, состоящую из отношений
руководства - подчинения, принимающих форму неэкономических (административных). Если же
субъект не имеет внутренней иерархической структуры (примеры см. выше), то он не принимает
организационной формы фирмы (на бытовом языке такое предприятие может также называться фирмой,
но оно не является таковой в организационном смысле).
Далее в учебном пособии термин фирма употребляется только в организационном смысле!
Авторы считают, что именно такой подход позволяет не впасть в одну из крайностей: экономический
субъект может принимать только организационную форму фирмы (внутрифирменной иерархии) или не
принимать никакой.
Реальность многогранна. Выбор у субъекта не только между тремя формами экономической
организации, но еще имеется возможность использования нерыночных отношений в рыночных
|