Суммировать взгляды Р. Коуза можно следующими его принципиальными положениями: 1)
сохраняется фундаментальный принцип ограниченности ресурсов, который предполагает возможность
выбора, 2) имеет место ограниченная рациональность поведения экономических субъектов,
допускающая появление оппортунизма, 3) рыночные трансакции не являются бесплатными, появляются
трансакционные издержки, которые дают предпринимателю возможность выбора между рыночной
трансакцией, трансакцией, защищенной контрактным соглашением, и трансакцией, которая
становится частью внутрифирменной иерархии.
Проблема небесплатности рыночных трансакций занимает, безусловно, центральное положение в
теории Р. Коуза. Заметим, что причины этого уже рассматривались в рамках данной работы. Здесь же
специальному анализу необходимо подвергнуть издержки, которые появляются в связи с
провозглашенной (и доказанной) небесплатностью рыночных трансакций, а именно - трансакционные.
Итак, трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений
между экономическими субъектами. Они фактически не пересекаются со всеми известными до этого
видами затрат (на производство, в связи с реализацией продукции и проч.). Трансакционные издержки
дополняют все известные виды издержек, если вы не доверяете трансакцию свободному рынку.
Выделяют четыре вида трансакционных издержек: 1) затраты, связанные с поиском информации о
потенциальных поставщиках, покупателях, товарах, ценах и т. д., 2) затраты, связанные с заключением
контрактов, 3) издержки по контролю за реализацией контрактной сделки, 4) затраты, связанные с
юридической защитой контракта (судебные и др).
Все представленные издержки не могут считаться чисто бухгалтерскими, так как их значительная часть
носит вероятностный, или ожидаемый, характер. Тем не менее они столь же реальны, как и те
издержки, которые подтверждаются бухгалтерскими документами. По крайней мере, вряд ли можно
принять адекватное менеджерское решение без их учета (см. Приложение 1).
Специально, вероятно, следует выделить еще один вид издержек, трансакционных по своей природе, -
это так называемые внутренние трансакционные издержки (в противовес внешним, которые
определялись нами выше).
Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной
системой или нерыночными отношениями в рамках рыночных систем, но еще и учитывает возможность
сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.
К ним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием
внутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменное управление и
координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной
стратегии).
Каков же в таком случае будет результат от использования других (нерыночных) форм экономической
организации (контрактной системы и внутрифирменной иерархии)? Без ответа на этот вопрос мы не
сможем утверждать, что трансакционные издержки (внешние и внутренние) носят объективный
характер. Напомним, что при сопоставлении необходимо, чтобы результат превышал затраты. Только
тогда мы делаем выбор в пользу данного типа экономической организации.
В таблице 5 сведены воедино все возможные типы экономических организаций, из которых делает
выбор предприниматель, с выделением в каждом затрат и результата, соотнесение которых и лежит в
основе выбора (менеджерского решения).
Таблица 5
Типы экономических организаций
Рыночная трансакция
Контрактная система
Внутрифирменная иерархия
Затраты. Равны 0, рыночные
трансакции бесплатны.
Затраты. Трансакционные
издержки:
1.
издержки по поиску
информации,
2.
издержки, связанные с
заключением
контракта,
3.
издержки по контролю
за реализацией
контракта,
Затраты. Внутренние
трансакционные издержки:
1.
дополнительные затраты
на внутрифирменное
управление,
2.
дополнительные затраты
по координации,
возникающие в связи с
включением данной
трансакции во
|