Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 142 
Next page End  

Выяснилось, что причина этому - дырка в потолке. На вопрос: почему бы ее не заделать? - последовал
ответ об отсутствии на это средств. Западный консультант нашел “гениальное” решение. Он
посоветовал навести элементарный порядок на складе. После этого нашлись не только средства на
ремонт крыши, но еще и осталось на разрешение других, столь же “неподъемных” до этого, проблем
.
Резервы роста производительности труда, снижения издержек на российских предприятиях огромны.
Мобилизация специфического менеджерского ресурса - нормирования и рационирования - позволила
бы зримо повысить эффективность функционирования фирмы.
Столь же легко используемым, причем в связке с указанным выше источником, на российских
предприятиях является другой менеджерский ресурс - мотивация. 
Можно считать доказанным тезис о том, что современным российским компаниям не хватает идеологии
(мотивация персонала - одна из важнейших ее составляющих)
.
Сложнее обстоит дело с мобилизацией такого ресурса, как структура, причем и в виде бюрократической
организации, и в виде управления собственно структурой. Тем не менее и он может быть задействован с
позитивным для российской фирмы эффектом (подробнее см. 7, 8, 9).
Практически сложно использовать те менеджерские ресурсы, которые в большей степени зависят от
состояния внешней среды, которое в нашей стране и рискованно и неопределенно. Это - маркетинг,
стратегия и управление финансами.
В целом, как нам представляется, российские фирмы должны суметь мобилизовать те менеджерские
ресурсы, которые “лежат на поверхности” и могут дать заметный прирост эффективности
функционирования предприятия.
Вопросы, поставленные в данной части, нашли свое разрешение.
Следующий раздел работы будет посвящен рассмотрению третьей проблемы теории организации -
определению единицы (“атома”) экономической организации (фирмы).
7. Элементарная единица (“атом”) организации
Элементарная единица (“атом”) организации. Часть и целое, их диалектическое соотношение.
Организация как совокупность элементов. Организация и ее структура. Элементарная единица
структуры организации. Объективный и субъективный характер структурной единицы. Подвижность
(величина и границы) “атома” организации в зависимости от размера (фирма, финансово-
промышленная группа), типа рынка, состояния внутренней и внешней среды. Переход к иным
структурным единицам в результате развития организаций. 
Организация отличается от некой простой совокупности наличием внутренней структуры,
соподчиненностью и связью элементов в единое целое. При этом структурные элементы организации
становятся просто частями целого.
Именно это и делает возможным рассмотрение соотношения части и целого как некой аналогии
соотношения элементов (частей) и всей организации в целом.
Следует заметить, что эти вопросы, правда под углом зрения тектологии А. Богданова, уже
анализировались (см. 1). Только там речь шла об элементах и комплексах (совокупности элементов).
Сделанные нами выводы можно перенести и на экономические комплексы, коими являются фирмы. 
Таким образом, мы вправе использовать диалектику части и целого в анализе внутрифирменных
иерархий. Для нас, пожалуй, принципиальным здесь будет вывод о том, что то, что справедливо для
части, не всегда справедливо для целого, и наоборот. То есть мы имеем дело с ситуацией, когда
организация в целом развивается по иным законам, чем элемент (структурная единица).
Само определение организации, данное во введении, предполагает в качестве обязательного условия ее
существования наличие внутренней структуры.
Следует заметить, что в российской научной литературе понятия “организация” и “структура” иногда
“разводятся”
. Распространению именно такого представления способствовала подборка статей в
журнале “Эксперт” под общим названием “Семь нот менеджмента”, впоследствии изданная отдельной
книгой. 
У авторов данной подборки и монографии “Семь нот менеджмента” структура - это “организационная
структура”, что соответствует высказанному выше авторами данного пособия представлению, а
Hosted by uCoz