Переоценить значение указанных документов нельзя. Их грамотное составление - это не только
отсутствие дублирования, сбоев на стыках и т. д., но и сведение к минимуму источников конфликтов
между людьми в организации.
Фактически рассмотрение такого рода элементарной структурной единицы (технологической) мы свели
к построению бюрократических организаций, четко иерархизированных, хорошо административно
управляемых, способных эффективно решать масштабные задачи, которые могут стоять перед фирмой.
Ранее нами уже анализировалась бюрократическая организация и как специфический менеджерский
ресурс (см. 6.1.2). Были отмечены достоинства и недостатки, плюсы и минусы структуры такого
рода. Повторимся в силу их важности и значимости.
Плюсы: 1) иерархическая цепочка команд, 2) специализация, дающая возможность построения
организаций на основе должностных обязанностей, 3) существование единых правил для всех, 4)
наличие стандартных процедур, ведущих к снижению издержек, 5) карьера в результате продвижения
по служебной лестнице, 6) господство безличностных отношений и 7) координация сверху.
Возможные минусы: 1) нормативная база в виде служебных взаимоотношений, не обеспечивающая
гибкости и стабильности одновременно, 2) отсутствие эффективных возможностей использования
глобальных средств связи, 3) административная модель решения конфликтов, не позволяющая
использовать взаимодоговоренность, дающую более высокий результат, 4) низкая степень гибкости
организации, 5) формально-бюрократическая атмосфера, препятствующая проявлению открытости и
взаимовыгодности, 6) подчиненность участников организации
.
Теперь настало время специально остановиться на принципиально ином подходе к определению
элементарной структурной единицы организации (фирмы).
Экономическая единица (бизнес-процесс). Деятельность фирмы как экономический процесс. Дробление
хозяйственной деятельности на экономические единицы, за каждой из которых стоит конкретный
потребитель. Определение бизнес-процесса. Требования к бизнес-процессам. Границы бизнес-
процессов. Координация бизнес-процессов в фирме. Примеры бизнес-процессов.
Фирма - это не только технологическая реальность и технологический процесс, но и, как уже
отмечалось, экономическая реальность, экономический субъект, исповедующий принцип соотнесения
результата и затрат при стремлении к превышению первого над вторым.
Если фирма рассматривается именно как экономическая структура, то представляется очевидным
предположение, что всю ее деятельность можно разделить не только на технологические части,
единицы (см. 7.1), но также и на экономические части, единицы.
В таком случае нам необходимо выяснить: что считать такой экономической единицей, на основании
которой можно по-иному, чем сказано выше (см. 7.1), строить структуру фирмы как экономической
организации.
Вспомним, что любое экономическое отношение предполагает, по крайней мере, наличие двух
субъектов - покупателя и продавца (производителя и потребителя) без которых экономические
отношения не становятся именно экономическими, а продукт труда не принимает экономическую
форму товара.
Таким образом, продукт, услуга должны иметь своего потребителя. Все это представляется очевидным,
когда мы рассматриваем отношения между самостоятельными, независимыми, суверенными
экономическими субъектами. А если перенести этот подход на внутреннюю среду организации (на
внутрифирменную иерархию)?
В таком случае фирма становится организацией, в которой существуют и производители, и потребители
продуктов труда, услуг. Причем это распространяется на всю деятельность фирмы, на весь оборот
капитала. В этой связи становится непринципиальным вопрос: принимает или нет экономическую
форму товара такая деятельность. Говоря о внутрифирменной иерархии, мы оставляем в стороне иную
форму экономической организации, коей является рынок.
Если же фирма перемещает продукт труда или услугу за границу организации, то у нас появляются
нормальные производители и потребители (продавцы и покупатели), которые могут действовать как в
|