Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
себя новому закону. В самый ранний период христианства женщины, если они
подчинялись Церкви, пользовались относительным уважением; они являли примеры
мученичества вместе с мужчинами; между тем участвовать в культе они могли лишь на
второстепенных ролях; «дьяконессам» разрешалось выполнять только светские
обязанности: ухаживать за больными, помогать бедным. И если считается, что брак это
институт, требующий взаимной верности, то само собой разумеется, что жена должна
всецело подчиняться мужу; через святого апостола Павла утверждается еврейская, яро
антифеминистская, традиция. Апостол Павел предписывает женщинам скромность и
сдержанность; на основе Ветхого и Нового завета он формулирует принцип подчинения
женщины мужчине. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но
жена для мужа». И в другом месте: «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены
своим мужьям во всем». В религии, проклинающей плоть, женщина представлена самым
страшным искушением дьявола. Тертуллиан пишет: «Женщина, ты врата дьявола. Ты
смогла убедить того, против которого дьявол не осмеливался выступить в открытую. Это
из-за тебя Сыну Божьему пришлось умереть; тебе следовало бы всегда ходить в трауре и в
лохмотьях». Святой Амвросий: «Ева склонила Адама ко греху, а не Адам Еву. И
справедливо, чтобы женщина имела господином того, кто был склонен ею ко греху». И
святой Иоанн Златоуст: «Среди всех диких зверей не найти никого, кто был бы вреднее
женщины». Когда в IV веке складывается каноническое право, брак представляется
уступкой человеческим слабостям и считается несовместимым с христианским
совершенством. «Возьмем в руки топор и уничтожим на корню бесплодное дерево брака»,
пишет святой Иероним. А со времен Григория VI, когда священникам было предписано
безбрачие, опасный характер женщины стал подчеркиваться еще строже все Отцы
Церкви говорят о ее низости. Святой Фома Аквинский будет верен этой традиции,
заявляя, что женщина это всего лишь «случайное», незавершенное существо, нечто
вроде неудавшегося мужчины, «Мужчина возвышается над женщиной, как Христос
возвышается над мужчиной, пишет он. Женщина неизменно должна жить под
властью мужчины и не иметь на своего главу никакого влияния». Поэтому единственный
вид брака, который признает каноническое право, это брак с приданым, обрекающий
женщину на бесправие и бессилие. Ей не только запрещено занимать мужские должности,
но даже не разрешается обращаться к правосудию и свидетельство ее не учитывается. В
смягченном виде влияние Отцов Церкви распространяется и на императоров;
законодательство Юстиниана с почтением относится к женщине как к супруге и матери,
но полностью подчиняет ее этим функциям; причина ее бесправия не в том, что она
женщина, а в ее положении внутри семьи. Развод запрещается, а брак должен заключаться
публично; мать имеет над детьми такую же
127
власть, как и отец, и такие же права на их наследство; если муж умирает, она становится
их законной опекуншей. В сенатское постановление Веллея вносятся изменения: отныне
она может вступаться за третьих лиц, но не может заключать контракты от имени мужа;
приданое ее становится неотчуждаемым оно считается достоянием детей, и ей
запрещается им распоряжаться.
На территориях, занятых варварами, на эти законы накладываются германские традиции.
У германцев были особые нравы. Вождей они знали только во время войны; в мирное
время семья представляла собой автономное общество; похоже, она была чем-то средним
|