Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
125
казывается жить после смерти Эмилия Скавра, а Пасцея после смерти Помпония Лабея;
Паулина вскрывает себе вены одновременно с Сенекой; Плиний Младший сделал
знаменитой фразу Аррии «Paete, non
dolet»!; Клаудия Руфина, Виргиния, Сульпиция
вызывают восхищение у Марциала как безупречные супруги и преданные матери. Но
существует также множество женщин, которые отказываются от материнства и множат
число разводов. Законы по-прежнему не допускают супружескую измену, а потому иные
матроны доходят до того, что записываются в проститутки, лишь бы никто не мешал их
оргиям2. До сих пор римская литература всегда относилась к женщинам с почтением
теперь на них обрушиваются сатирики. Впрочем, их нападки направлены не против
женщин вообще, а преимущественно против современниц. Ювенал клеймит их за похоть
и обжорство и осуждает стремление к мужским занятиям: они интересуются политикой,
роются в судебных бумагах, спорят с грамматиками и риторами, страстно увлекаются
охотой, бегом на колесницах, фехтованием, борьбой. Получается, что они соперничают с
мужчинами в основном в пороках и склонности к развлечениям; их воспитания
недостаточно, чтобы поставить перед собой более высокие цели; впрочем, никакой цели
им и не предлагается; действие им по-прежнему запрещено. Римлянка старой Республики
имеет свое место на земле, но из-за отсутствия абстрактных прав и экономической
независимости она к этому месту прикована; римлянка периода упадка являет собой
пример ложной эмансипации: в мире, единственными реальными хозяевами которого
остаются мужчины, она имеет только пустую свободу она свободна «просто так».
12
IV
Эволюция положения женщины не была непрерывной. Великие завоевания поставили под
вопрос саму цивилизацию. Даже римское право испытывает влияние новой идеологии
христианства; а в последующие века варвары добиваются торжества своих законов.
Полностью изменяется экономическая, социальная и политическая ситуация, что
отражается и на положении женщины.
Христианская идеология немало способствовала угнетению женщины. Наверное, в
Евангелии есть дух милосердия, который распространяется на женщин, так же как и на
прокаженных; именно мелкий люд, рабы и женщины наиболее страстно вверяют
1 «Пет, не больно» {лат.}.
2 Рим, как и Греция, официально допускает проституцию. Существовало два класса
куртизанок: одни содержались в борделях, другие, bonae
meretrices (добрые распутницы),
свободно занимались своим ремеслом; им не разрешалось одеваться как матронам; они
имели определенное влияние в вопросах моды, привычек и искусства, но никогда не
занимали такого высокого положения, как афинские гетеры.
126
|