Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
125 
казывается жить после смерти Эмилия Скавра, а Пасцея — после смерти Помпония Лабея;
Паулина вскрывает себе вены одновременно с Сенекой; Плиний Младший сделал
знаменитой фразу Аррии «Paete, non
dolet»!; Клаудия Руфина, Виргиния, Сульпиция
вызывают восхищение у Марциала как безупречные супруги и преданные матери. Но
существует также множество женщин, которые отказываются от материнства и множат
число разводов. Законы по-прежнему не допускают супружескую измену, а потому иные
матроны доходят до того, что записываются в проститутки, лишь бы никто не мешал их
оргиям2. До сих пор римская литература всегда относилась к женщинам с почтением —
теперь на них обрушиваются сатирики. Впрочем, их нападки направлены не против
женщин вообще, а преимущественно против современниц. Ювенал клеймит их за похоть
и обжорство и осуждает стремление к мужским занятиям: они интересуются политикой,
роются в судебных бумагах, спорят с грамматиками и риторами, страстно увлекаются
охотой, бегом на колесницах, фехтованием, борьбой. Получается, что они соперничают с
мужчинами в основном в пороках и склонности к развлечениям; их воспитания
недостаточно, чтобы поставить перед собой более высокие цели; впрочем, никакой цели
им и не предлагается; действие им по-прежнему запрещено. Римлянка старой Республики
имеет свое место на земле, но из-за отсутствия абстрактных прав и экономической
независимости она к этому месту прикована; римлянка периода упадка являет собой
пример ложной эмансипации: в мире, единственными реальными хозяевами которого
остаются мужчины, она имеет только пустую свободу — она свободна «просто так».
12
IV
Эволюция положения женщины не была непрерывной. Великие завоевания поставили под
вопрос саму цивилизацию. Даже римское право испытывает влияние новой идеологии —
христианства; а в последующие века варвары добиваются торжества своих законов.
Полностью изменяется экономическая, социальная и политическая ситуация, что
отражается и на положении женщины.
Христианская идеология немало способствовала угнетению женщины. Наверное, в
Евангелии есть дух милосердия, который распространяется на женщин, так же как и на
прокаженных; именно мелкий люд, рабы и женщины наиболее страстно вверяют
1 «Пет, не больно» {лат.}.
2 Рим, как и Греция, официально допускает проституцию. Существовало два класса
куртизанок: одни содержались в борделях, другие, bonae
meretrices (добрые распутницы),
свободно занимались своим ремеслом; им не разрешалось одеваться как матронам; они
имели определенное влияние в вопросах моды, привычек и искусства, но никогда не
занимали такого высокого положения, как афинские гетеры.
 
126 
Hosted by uCoz