Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
одновременно богатой и независимой, а значит, нужно было постараться отобрать одной
рукой то, что было предоставлено другой. Закон Оппия, запрещавший римлянам жить в
роскоши, голосовался в тот момент, когда Ганнибал угрожал Риму, а едва опасность
миновала, женщины потребовали его отмены; Катон в знаменитой речи настаивал на его
сохранении — но публичная демонстрация матрон одержала над ним верх. По-
1 Без завещания (лат.).
2 Кровное родство (лат.).
 
124 
еле этого было предложено множество законов, тем более строгих, чем сильнее
расшатывались нравы, но особого успеха они не имели, а только привели к
правонарушениям. Победу одержало только сенатское постановление Веллея,
запрещавшее женщине «вступаться за других»!, что почти полностью лишало ее
гражданской дееспособности. Именно в тот момент, когда женщина практически достигла
наибольшей эмансипации, провозглашается превосходство мужского пола над женским,
что является замечательным примером самооправдания мужчин, о котором я говорила:
поскольку права женщины как дочери, супруги, сестры уже не ограничиваются, ей
отказывают в равенстве с мужчиной как представительнице другого пола; ее притесняют
под предлогом «глупости, немощности этого пола».
Правда, матроны не лучшим образом распорядились своей новой свободой; но дело в том,
что им и не было дозволено извлечь из нее нечто позитивное. Из-за двух
противоположных тенденций, одна из которых — индивидуалистская — отрывает
женщину от семьи, а другая — государственная — притесняет ее как личность, положение
ее оказывается весьма шатким. Она наследница, она имеет равное с отцом право на
уважение детей, она составляет завещание, она избавлена благодаря приданому от
принудительных супружеских уз, она может развестись и снова выйти замуж, когда ей
вздумается, — но она эмансипируется только негативно, поскольку никакого конкретного
применения ее силам ей не предлагают. Экономическая самостоятельность остается
абстрактной, раз она не порождает никакой политической правоспособности; так
получается, что, лишенные возможности действовать, римлянки устраивают
демонстрации: возбужденной толпой они рассыпаются по городу, осаждают суды,
подстрекают к заговорам, диктуют распоряжения, разжигают гражданские войны; целая
процессия отправляется за статуей Матери Богов и сопровождает ее вдоль берега Тибра,
приводя таким образом в Рим восточных богов; в 114 году разражается скандал весталок,
вызванный упразднением их коллегии. Поскольку общественная жизнь и общественные
добродетели женщинам по-прежнему недоступны, а частные добродетели былых времен с
распадом семьи делаются ненужными и старомодными, у женщин не остается никаких
моральных устоев. Им нужно выбрать одно из двух: или упрямо придерживаться тех же
ценностей, что были в ходу у их предков, или вообще никаких ценностей не признавать. В
конце — начале ? века можно встретить целый ряд женщин, которые по-прежнему были
подругами и соратницами своих мужей, как во времена Республики; Плотина делит с
Траяном славу и ответственность, Сабина настолько прославляет себя благодеяниями, что
ее при жизни обожествляют в статуях; при Тиберии Сексция от-
1 То есть связывать себя с другими контрактами.
Hosted by uCoz