Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
одновременно богатой и независимой, а значит, нужно было постараться отобрать одной
рукой то, что было предоставлено другой. Закон Оппия, запрещавший римлянам жить в
роскоши, голосовался в тот момент, когда Ганнибал угрожал Риму, а едва опасность
миновала, женщины потребовали его отмены; Катон в знаменитой речи настаивал на его
сохранении но публичная демонстрация матрон одержала над ним верх. По-
1 Без завещания (лат.).
2 Кровное родство (лат.).
124
еле этого было предложено множество законов, тем более строгих, чем сильнее
расшатывались нравы, но особого успеха они не имели, а только привели к
правонарушениям. Победу одержало только сенатское постановление Веллея,
запрещавшее женщине «вступаться за других»!, что почти полностью лишало ее
гражданской дееспособности. Именно в тот момент, когда женщина практически достигла
наибольшей эмансипации, провозглашается превосходство мужского пола над женским,
что является замечательным примером самооправдания мужчин, о котором я говорила:
поскольку права женщины как дочери, супруги, сестры уже не ограничиваются, ей
отказывают в равенстве с мужчиной как представительнице другого пола; ее притесняют
под предлогом «глупости, немощности этого пола».
Правда, матроны не лучшим образом распорядились своей новой свободой; но дело в том,
что им и не было дозволено извлечь из нее нечто позитивное. Из-за двух
противоположных тенденций, одна из которых индивидуалистская отрывает
женщину от семьи, а другая государственная притесняет ее как личность, положение
ее оказывается весьма шатким. Она наследница, она имеет равное с отцом право на
уважение детей, она составляет завещание, она избавлена благодаря приданому от
принудительных супружеских уз, она может развестись и снова выйти замуж, когда ей
вздумается, но она эмансипируется только негативно, поскольку никакого конкретного
применения ее силам ей не предлагают. Экономическая самостоятельность остается
абстрактной, раз она не порождает никакой политической правоспособности; так
получается, что, лишенные возможности действовать, римлянки устраивают
демонстрации: возбужденной толпой они рассыпаются по городу, осаждают суды,
подстрекают к заговорам, диктуют распоряжения, разжигают гражданские войны; целая
процессия отправляется за статуей Матери Богов и сопровождает ее вдоль берега Тибра,
приводя таким образом в Рим восточных богов; в 114 году разражается скандал весталок,
вызванный упразднением их коллегии. Поскольку общественная жизнь и общественные
добродетели женщинам по-прежнему недоступны, а частные добродетели былых времен с
распадом семьи делаются ненужными и старомодными, у женщин не остается никаких
моральных устоев. Им нужно выбрать одно из двух: или упрямо придерживаться тех же
ценностей, что были в ходу у их предков, или вообще никаких ценностей не признавать. В
конце начале ? века можно встретить целый ряд женщин, которые по-прежнему были
подругами и соратницами своих мужей, как во времена Республики; Плотина делит с
Траяном славу и ответственность, Сабина настолько прославляет себя благодеяниями, что
ее при жизни обожествляют в статуях; при Тиберии Сексция от-
1 То есть связывать себя с другими контрактами.
|