Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
раньше.
Когда на исходе бурных событий глубокого средневековья устанавливается феодальный
строй, положение женщины представляется очень неопределенным. Феодальное право
характеризуется смешением права верховной власти и права собственности, публичных и
частных прав. Это объясняет, почему феодальный строй то принижал, то снова возносил
женщину. Сначала ей было отказано в каких бы то ни было частных правах из-за ее
политического бесправия. В самом деле, вплоть до XI века порядок основывается только
на одной силе владении оружием. Феод, по словам юристов, это «земля, которую
получают при условии несения военной службы»; женщина не может владеть феодальным
доменом, потому что неспособна его защищать. Положение ее меняется, когда феоды
становятся наследственными и родовыми; как мы видели, в германском праве
сохранились некоторые пережитки материнского права: при отсутствии наследников
мужского пола наследницей могла стать дочь. В результате и феодализм к XI веку
признает передачу наследства по женской линии. В то же время от вассалов по-прежнему
требуется несение военной службы, и судьба женщины не улучшается оттого, что она
становится наследницей; она нуждается в мужчине-опекуне; роль эту играет муж: он
принимает инвеституру, отвечает за феод, имеет право пользования имуществом. Как и в
Греции, женщинанаследница это только промежуточное звено для передачи домена, а
не его владелица; но при этом она и не эмансипируется; феод в некотором роде поглощает
ее, она становится частью не-
129
движимости. Домен уже не принадлежит семье, как во времена римских родов, теперь
это собственность сюзерена, и женщина тоже принадлежит сюзерену. Он выбирает ей
супруга; рожая детей, она дарит их скорее ему, чем мужу: они станут вассалами и будут
защищать его владения. Таким образом, она оказывается рабыней домена и хозяина этого
домена при посредстве «покровительства» навязанного ей мужа немного найдется
эпох, когда судьба ее была бы тяжелее. Наследница значит, земля и замок, претенденты
спорят из-за такой добычи, а девушке порой нет и двенадцати лет, когда отец или сеньор
отдают ее в подарок какому-нибудь барону. Чем больше раз мужчина женится, тем
больше у него доменов, а потому множится число разводов; Церковь их лицемерно
допускает; поскольку брак между родственниками запрещен до седьмого колена, а
родство определяется не только по крови, но и по духовным узам, то есть между
крестными, всегда можно найти предлог для расторжения брака. В XI веке мы можем
встретить целый ряд женщин, оставленных четырьмя-пятью мужьями. Овдовев, женщина
обязана сразу же признать над собой нового хозяина. В «жестах» мы видим, как Карл
Великий скопом выдает замуж вдов всех своих баронов, погибших в Испании; у Жирара
Вьеннского герцогиня Бургундская сама приходит к королю с просьбой дать ей нового
супруга. «Мой муж только что умер, но к чему мне траур?.. Найдите мне
могущественного мужа, ибо он нужен мне, чтобы защищать мои земли». В эпосе мы часто
встречаем короля или сюзерена, тиранящего девушек и вдов. Тот же эпос показывает, что
супруг относился без всякого уважения к полученной в дар жене; он издевался над ней,
оскорблял ее, таскал за волосы, бил; Бомануар в «Кутюмах Бовуази» требует только
одного чтобы муж «разумно карал» свою супругу. Эта воинственная цивилизация не
может относиться к женщине иначе как с презрением. Рыцарь не интересуется
женщинами: его лошадь кажется ему гораздо более ценным сокровищем; в «жестах»
девушки всегда сами делают первый шаг навстречу молодым людям; от замужних
|