Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
требуется верность, ни к чему не обязывающая мужа, мужчина не посвящает их в свою
жизнь. «Будь проклят рыцарь, который спросит у дамы, когда ему надлежит участвовать в
турнире». А у Рено де Монтобана читаем такую тираду: «Идите в свои расписные и
позолоченные апартаменты, сидите в тени, пейте, ешьте, вышивайте, красьте шелк, но
только не вмешивайтесь в наши дела. Наше дело сражаться с мечом в руках. Молчать!»
Иногда женщина разделяет тяжелую долю мужчин. В молодости она приучается к
физическим упражнениям, ездит верхом, участвует в соколиной охоте; она не получает
почти никакого образования, и в ней не воспитывают стыдливость: она принимает гостей
замка, следит за их трапезами и омовениями, она «обихаживает их, чтобы помочь им
уснуть»; замужней женщине случается преследовать хищных зверей, совер-
К оглавлению
130
шать длинные и трудные паломничества; когда муж далеко, сеньорию защищает она.
Такие владелицы замков вызывают восхищение, их называют virago1, потому что они
ведут себя в точности как мужчины: жадны до наживы, коварны, жестоки, угнетают
вассалов. История и легенды донесли до нас воспоминания о многих из них: когда по
повелению владелицы замка Оби была построена башня, превосходившая высотой все
известные донжоны, она тотчас же приказала отрубить голову архитектору, чтобы
сохранить в тайне его секрет; мужа она изгнала из своих владений он тайно вернулся
туда и убил ее. Мейбл, жене Роджера Монтгомери, нравилось пускать по миру дворян
своей сеньории они отомстили, обезглавив ее. Жюльенна, назаконная дочь Генриха I
Английского, защищала от него замок Бретей и заманила его в ловушку, за что была
жестоко наказана. И все же подобные факты были исключениями. Обычно владелицы
замков коротали дни, прядя пряжу, вознося молитвы, поджидая супруга и скучая.
Часто утверждали, что куртуазная любовь, зародившаяся на Средиземноморском Юге,
привела к улучшению женской доли. Относительно ее зарождения существует несколько
гипотез: по одним, «куртуазность» проистекает из отношений владетельных дам с их
молодыми вассалами; другие связывают ее с катарскими ересями и культом Богоматери;
третьи выводят мирскую любовь из любви к Богу вообще. Нельзя с уверенностью сказать,
существовали ли когда-нибудь на самом деле «куртуазные собрания» («cours
d'amour»).
Не вызывает сомнений лишь то, что грешнице Еве противопоставляется все выше
превозносимая Церковью Мать Спасителя: ее культ приобрел такое значение, что стало
возможным сказать, будто в XIII веке Бог сделался женщиной; мистическое учение о
женщине развивается, таким образом, в религиозном плане. С другой стороны, праздность
дворцовой жизни позволяет благородным дамам окружать себя пышным великолепием
учтивости, галантных разговоров, поэзии; просвещенные женщины, такие, как Беатрис
Валантинуа, Элеонора Аквитанская и ее дочь Мария Французская, Бланка Наваррская и
многие другие, привлекают к себе поэтов и назначают им жалованье. Расцвет культуры,
охвативший сначала Юг, а потом и Север, поднимает женщин на новую высоту.
Куртуазную любовь часто описывали как любовь платоническую; Кретьен де Труа,
видимо, чтобы угодить своей покровительнице, изгоняет адюльтер из своих романов:
единственная преступная страсть у него это любовь Ланселота и Геневры; но на самом
деле, поскольку феодальный супруг был опекуном и тираном, женщина искала
возлюбленного вне брака; куртуазная любовь была компенсацией варварства
официальных отношений. «Любовь в современном смысле слова проявлялась в
|