Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
античности лишь за рамками официального обще-
Мужественная женщина, воительница, героиня {лат.).
131
ства, замечает Энгельс. Средневековье начинает с того пункта, где остановилась
античность в своем стремлении к сексуальной любви, с адюльтера». И действительно,
пока существует институт брака, любовь будет облекаться именно в эту форму.
На самом деле, если куртуазная любовь и смягчает женскую долю, глубоких изменений в
ней она не вызывает. К освобождению женщины ведет не идеология, будь то религия или
поэзия; некоторые сдвиги в этом направлении в конце феодальной эпохи обусловлены
совсем иными причинами. Когда королевская власть утверждается над вассалами как
власть верховная, сюзерен утрачивает немалую часть своих прав; в частности, понемногу
аннулируется его право выдавать замуж своих вассалок по собственному усмотрению;
одновременно феодального опекуна лишают права пользования имуществом подопечной;
выгоды, связанные с опекунством, пропадают, а когда феодальная служба сводится к
денежному обложению, исчезает и само опекунство; женщина неспособна нести военную
службу, но она не хуже мужчины может выполнить денежное обязательство; феод
превращается в простое земельное владение, и нет больше никаких оснований отказывать
в равенстве обоим полам. В действительности в Германии, Швейцарии и Италии
женщины по-прежнему живут под постоянной опекой; Франция же признает, по словам
Бомануара, что «девушка стоит мужчины». Германская традиция давала женщине в
качестве опекуна защитника когда она перестает нуждаться в защитнике, она
обходится и без опекуна; как представительница своего пола она уже не считается
бесправной. Незамужней или вдове предоставлены те же права, что и мужчине;
собственность дает ей всю полноту власти; владея феодом, она им правит, то есть вершит
правосудие, подписывает договоры, издает законы. Бывает, что она даже обращается к
военному делу, командует войсками, принимает участие в битвах; женщины-солдаты
существовали и до Жанны д'Арк, и Орлеанская дева хоть и вызывает удивление, но не
шокирует, Однако женской независимости препятствует столько факторов, что все вместе
их никогда не уничтожить: физическая слабость уже не в счет, но в случае, если женщина
замужем, ее подчинение по-прежнему выгодно обществу. Поэтому муж остается
всемогущим и после исчезновения феодального строя. Утверждается парадокс,
сохранившийся и по сей день: общество охотнее всего принимает в свои ряды ту
женщину, у которой меньше всего преимуществ. При гражданском феодализме брак
выглядит точно так же, как и во времена военного феодализма; муж по-прежнему остается
опекуном своей жены. Когда появляется буржуазия, она соблюдает те же законы.
Обычное право, как и право феодальное, допускает эмансипацию женщины только вне
брака; девушка и вдова имеют те же права, что и мужчина; но, выходя замуж, женщина
попадает под опеку, «попечение» мужа; он может ее избить, следит за ее поведением,
связями, перепиской
132
|