Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
будет на то их воля и коли у них есть деньги, оставить их покамест у него, с тем чтобы
забрать на возвратном пути в целости и сохранности; а коли случится так, что деньги у
них есть, но оставить их ему они не пожелают и будут ограблены ночью, так за то
привратник в ответе не будет. В месте сем есть четыре улицы, а в них множество
маленьких домиков, и в каждом из них весьма полногрудые девицы, одетые в бархат и
атлас. Таких девиц там двести или триста; а домишки их увешаны и разукрашены
добротным бельем. Установленная такса в их деньгах составляет четыре денье, что для
нас равняется одному
1 Те женщины, что приходили в Систерон через ворота Пепэн, должны были, как евреи,
уплатить пошлину в пять су в пользу монахинь ордена Святой Клары (Баюто).
136
грошу. Имеются там таверны и кабаре. Днем из-за жары место сие не разглядеть так
хорошо, как ночью или вечером, когда все девицы сидят у своих дверей, а над ними горят
красивые висячие фонари, чтобы удобнее было их рассматривать. Городу полагается два
лекаря, кои состоят на жалованье и должны всякую неделю посещать девиц на случай,
если занемогут они какой пристойной болезнью либо какой другой, тайной, дабы удалить
их из сего места. Ежели в городе обнаруживается больная, городские власти обязываются
взять ее на свое обеспечение, а пришлых же выпроваживают на все четыре стороны»1.
Впрочем, автор дивится столь хорошо организованному порядку. Многие проститутки
оставались свободными; иные недурно зарабатывали. Как и во времена гетер, служение
любви открывало для женского индивидуализма больше возможностей, чем жизнь
«честной женщины», Особое положение во Франции занимает незамужняя женщина;
юридическая независимость, которой она располагает, самым резким образом
контрастирует с порабощением супруги. Незамужняя женщина это существо
необычное; а потому нравы стремятся отнять у нее все то, что предоставлено законами; у
нее есть все гражданские права но права эти абстрактны и пусты; у нее нет ни
экономической самостоятельности, ни социального достоинства; обычно старая дева
прячется в тени отцовской семьи или обретает общество себе подобных в лоне монастыря
а там едва ли ей доведется узнать другие формы свободы, кроме непослушания и греха,
точно так же как римлянки периода упадка освобождались только через порок.
Негативность остается уделом женщины, до тех пор пока негативно ее освобождение.
В таких условиях женщина редко имеет возможность действовать или просто выражать
себя: в трудящихся классах экономическое угнетение стирает неравенство полов, но
одновременно отнимает все шансы у личности; у дворян и буржуазии женщину
притесняют как женщину она может вести лишь паразитическое существование; она
малообразованна; нужны исключительные обстоятельства, чтобы она смогла задумать и
осуществить какой-нибудь конкретный проект. Королевы и регентши имеют это редкое
счастье: власть ставит их над полом; салический закон во Франции запрещает женщинам
наследовать трон; но рядом с супругом и после его смерти они порой играют немалую
роль, как, например, святая Клотильда, святая Радегунда, Бланка Кастильская.
Монастырская жизнь делает женщину независимой от мужчины: некоторые аббатисы
обладают большой властью; Элоиза как аббатиса прославилась не меньше, чем как
возлюбленная. В мистических, то есть автономных, отношениях, связующих их с Богом,
женские души черпают вдохновение и силу, не уступающую силе мужской души; а
уважение, которым их окружают в
|