Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
настоящего, они не могут сказать о себе «мы», как это могут сделать проле-
15
тарии, А раз это так, то надежды на преодоление «женского удела» Симона де Бовуар
связывает с социалистическим обновлением и, конечно же, с развитием личностного
начала в женщине с «экзистенциальной перспективой».
Здесь нет никаких противоречий. Ведь книга «Второй пол» задумывалась ею как
продолжение к размышлениям философа-экзистенциалиста над судьбой человека, а вовсе
не как специальное феминистское исследование. Но история любит парадоксы: книга
принесла ей славу родоначальницы современного феминизма и его крупнейшего
теоретика. Экзистенциалисты же ее почти не заметили. И то и другое в равной мере
справедливо. Симона де Бовуар мало что добавила к мыслительным разработкам Сартра.
А то, что добавила, выглядит скорее как ересь, искажение их буквы и духа. Начать с того,
что ее книга пронизана верой в позитивность времени, в открытость ситуации, в которой
пребывает Женщина. Она совершенно уверена в том, что представительницы ее
поколения живут более полной, насыщенной жизнью, чем их матери. Сартр же в
принципе отрицает любые надежды на просветление истории. Его герой действует на свой
страх и риск, без расчета на успех, при полном «молчании небес». Он строит свой проект
независимо от них, независимо от заданной ситуации. В этом смысл его абсолютной
свободы. Кроме того, Сартр настаивает на моральном осуждении, моральных санкциях
против героя, неспособного нести свой крест, исполнять свой долг в любой ситуации.
Симона де Бовуар объясняет заданность «женского удела» именно ситуацией,
невозможностью ее преодоления в какие-то моменты, значит, отсутствием такой
абсолютной свободы. Она понимает, что поведение человека не может не диктоваться
совершенно конкретной ситуацией, как бы он ни стремился ее превзойти. Еще один
пример ее ереси использование пары категорий Один Другой главной пары
феноменологии. Сартр описывает с ее помощью полярные, взаимонепроницаемые
сущности. Симона де Бовуар, начиная с того же, постепенно, по ходу книги вводит в
качестве третьего элемента суждение о «взаимности», что преобразует само содержание
этих понятий. И это еще не все примеры «женской» непоследовательности Симоны де
Бовуар автора «Второго пола». Ее верность Сартру на поверку оказывается не столь уж
бесспорной. Гораздо вернее выдерживаются принципы Пулена де ля Барра.
В феминистской литературе книга «Второй пол» занимает исключительное место. До сих
пор это самое полное историко-философское исследование о положении женщины, что
называется, от сотворения мира и до наших дней.
И все-таки не это главное. Написанная почти случайно, она появилась как раз в тот
момент, когда феминизму нужно было обрести второе дыхание. К этому времени лозунги
социально-политического равноправия женщины в большинстве стран цивилизованного
мира оказались переведенными в формально-юридиче-
16
|