Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
неизменным с начала XV до XIX века; однако в привилегированных классах ее
конкретное положение меняется, Итальянское Возрождение это эпоха индивидуализма,
благотворная для процветания всех сильных личностей, без различия пола. Среди женщин
этой эпохи можно встретить могущественных правительниц, как, например, Жанна
Арагонская, Жанна Неаполитанская, Изабелла де Эсте; искательниц приключений,
ставших кондотьерами и с оружием в руках сражавшихся наравне с мужчинами: так, жена
Джираломо Риарио боролась за свободу Форли; Ипполита Фьораменти командовала
войсками герцога Миланского и во время осады Павии привела к крепостным стенам роту
знатных дам. Чтобы защитить свой город от Монлюка, жительницы Сиены собрали три
отряда по три тысячи женщин в каждом, и командовали ими тоже женщины. Другие
итальянки снискали славу своей образованностью или талантами; среди них Изотта
Ногарола, Вероника Гамбара, Гаспара Стампара, Витториа Колонна, бывшая подругой
Микеланджело, и особенно Лукреция Торнабуони, мать Лоренцо и Жюльена Медичи,
перу которой, в частности, принадлежат гимны и жития Иоанна Крестителя и Девы
Марии. Среди этих рафинированных женщин насчитывается немало куртизанок; свободу
нравов они дополняли свободой духа, занимаясь своим ремеслом, обеспечивали себе
экономическую самостоятельность, и ко многим из них мужчины относились с
почтительным восхищением; они покровительствовали искусствам, интересовались
литературой, философией и часто сами писали и занимались живописью: Изабелла де
Луна, Екатерина ди Сан-Челсо, Империя, бывшая поэтессой и музыкантшей,
возобновляют традицию Аспазии и Фринии. И все же для многих еще свобода принимала
только форму распущенности: оргии и преступления итальянских знатных дам и
куртизанок стали легендой.
К оглавлению
140
Подобная распущенность и на протяжении последующих веков была основным видом
свободы среди женщин, которых положение в обществе или состояние освобождали от
расхожей морали; последняя же в целом оставалась такой же строгой, как и в средние
века. Что же касается позитивных свершений, их пока могло быть лишь совсем немного.
Всегда в привилегированном положении оказывались королевы; Екатерина Медичи,
Елизавета Английская, Изабелла Католическая это поистине великие правительницы.
Весьма почитаемы были и некоторые великие святые. Удивительную судьбу святой
Терезы Авильской можно объяснить примерно так же, как и судьбу святой Екатерины: в
своей вере в Бога она черпает незыблемую веру в себя; доводя до совершенства
приличествующие ее положению добродетели, она обеспечивает себе поддержку своих
духовников и всего христианского мира это позволяет ей стать выше обычной
монахини; она основывает монастыри, управляет ими, путешествует, смело берется за
дело и упорствует в своих начинаниях с бесстрашием и мужеством мужчины; общество не
чинит ей преград; даже литературный труд не считается дерзостью духовники
обязывают ее писать. Она с блеском свидетельствует о том, что женщина может
подняться столь же высоко, как и мужчина, если удивительный случай предоставит ей
равные с мужчиной возможности.
Но в действительности возможности их по-прежнему неравны; в XVI веке женщины еще
малообразованны. Анна Бретонская призывает множество женщин ко двору, где раньше
были одни мужчины; она старается окружить себя свитой фрейлин но больше печется
|