Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
брак, обращающий мужчину в рабство и обрекающий его на то, чтобы быть обманутым; и
разражается яростной диатрибой против женщин. Защитники женщины пытаются в ответ
доказать ее превосходство. Вот несколько аргументов, к которым вплоть до XVII века
будут обращаться апологеты слабого пола; «Mulier perfetur viro scilicet. Material quia Adam
factus est de limo terrae, Eva de costa Ade. Z,oco: quia Adam factus est extra paradisum, Eva in
paradiso, /n conceptione: quia mulier concepit Deum, quid homo non potuit, Apparitione: quia
Christus apparuit mulieri post mortem resurrectionem, scilicet Magdalene. Exaltatione: quia
mulier exaltata est super chorus angelorum scilicet beata Maria...»!
На это противники возражали, что Христос явился прежде всего женщинам, потому что
знал об их болтливости, а ему надо было поскорее возвестить всем о своем воскресении.
Спор не стихал на протяжении всего XV века. Автор «Пятнадцати радостей брака» с
сочувствием описывает невзгоды, выпадающие на долю несчастных мужей. Эсташ Дешан
пишет нескончаемую поэму на ту же тему. В эту же эпоху начинается и спор о «Романе о
Розе». Впервые женщина берется за перо, чтобы защитить свой пол; Кристина Пизанская
бойко нападает на клерков в «Послании Богу любви». Клерки тут же поднимаются на
защиту Жана де Менга; однако Жерсон, хранитель печати Парижского университета,
встает на сторону Кристины; свой трактат он пишет по-французски, чтобы сделать его
доступным широкой публике. Мартен ле франк бросает на поле брани неудобоваримый
текст под названием «Дамский капюшон», который читали еще двести лет спустя. И снова
вступает Кристина. Она в основном требует, чтобы женщины были допущены к
образованию: «Если бы было принято отдавать маленьких дочерей в школу и если бы их
учили наукам, как обыкновенно учат сыновей, они бы столь же замечательно преуспели в
учебе и постижении тонкостей всех искусств и наук».
На самом деле спор этот лишь косвенно касается женщин. Никто и не помышляет
добиваться предоставления им какой-то
«Женщина выше мужчины, а именно: Материально; ибо Адам был создан из глины, а Ева
из ребра Адама. Из-за места: ибо Адам был создан вне рая, а Ева в раю. Из-за зачатия:
ибо женщина зачала Бога, а мужчина этого не мог. Из-за явления: ибо Христос после
смерти явился женщине, а именно Магдалине. Из-за вознесения: ибо женщина
воспарила над хором ангелов, а именно благодатная Мария...» {лат.)
i
139
другой роли в обществе. Скорее речь идет о противопоставлении жизни клерка
положению женатого человека; иными словами, речь идет о мужской проблеме,
возникшей из-за двусмысленного отношения Церкви к браку. Этот конфликт разрешит
Лютер, отказавшись от безбрачия священников. Но на положение женщины эта
литературная война никакого влияния не имеет. Сатира, содержащаяся в фарсах и фаблио,
хоть и высмеивает общество таким, как оно есть, но не стремится его изменить: она
издевается над женщинами, но ничего против них не замышляет. Куртуазная поэзия
превозносит женственность но подобный культ отнюдь не способствует сближению
полов. «Распря» это явление второстепенное, она отражает настроения общества, но не
изменяет его.
Мы уже говорили, что юридический статус женщины оставался более или менее
|