Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Беккария, влияние которого во Франции было весьма значительным, выступил в защиту
женщины, отказывающейся иметь ребенка. Кодекс 1791 года оправдывает женщину, но
карает ее сообщников «двадцатью годами кандалов». К XIX веку аборт перестают считать
убийством его рассматривают скорее как преступление против государства. Закон 1810
года полностью запрещает его под страхом лишения свободы и каторжных работ для
женщины и ее сообщников; в действительности врачи по-прежнему делают аборт в
случаях, когда речь идет о спасении жизни матери. Чрезмерная суровость закона сама
привела к тому, что к концу века присяжные перестали его применять; арестов было
ничтожно мало, а 4/5 обвиняемых были оправданы, В 1923 году новый закон снова
предусматривает каторжные работы для сообщников и тех, кто осуществляет операцию,
но женщину карает только тюремным заключением или штрафом; в 1939 году новый
декрет всецело направлен против специалистов: отныне к ним не применяется условное
наказание. В 1941 году аборт был объявлен преступлением про-
К оглавлению
160
тив государственной безопасности. В других странах это считается правонарушением,
подлежащим исправительному наказанию; впрочем, в Англии это уголовное
преступление (felony), караемое тюрьмой или каторжными работами. В целом кодексы и
суды гораздо снисходительнее к самой женщине, чем к ее сообщникам. Впрочем, Церковь
продолжает относиться к этой проблеме все так же сурово. Кодекс канонического права,
утвержденный 2 7 марта 1917 года, гласит: «Те, кто осуществляет аборт, считая также и
мать, в случае, если результат достигнут, подвергаются отлучению
latae
sententiae», к
которому прибегают лишь в исключительных случаях. Никакие обстоятельства не
учитываются, даже наличие угрозы для жизни матери. Совсем недавно папа снова заявил,
что, выбирая между жизнью матери и ребенка, следует принести в жертву первую: ведь
мать, будучи крещеной, может попасть на небо любопытно, что ад в таких подсчетах
никогда не фигурирует, тогда как плод обречен вечно оставаться в лимбе?.
Лишь в течение краткого периода аборт был официально разрешен в Германии до
прихода нацизма и в СССР до 1936 года. Но, невзирая на религию и законы, во всех
странах он занимает значительное место. Во Франции за год насчитывается от восьмисот
тысяч до миллиона абортов то есть столько же, сколько и рожденных детей, причем две
трети составляют замужние женщины, у многих из которых уже есть один или два
ребенка. Несмотря на предрассудки, сопротивление, пережитки устарелой морали,
совершился переход от свободной рождаемости к рождаемости, управляемой
государством и самими людьми. Прогресс в области акушерства значительно снизил
опасность родов; постепенно уходят в прошлое и испытываемые при родах мучения; в
последние дни в марте 1949 года в Англии вышло постановление об обязательном
применении некоторых видов анестезии; они уже широко используются в США и
начинают распространяться во Франции. Искусственное оплодотворение завершает
эволюцию, которая позволит человечеству подчинить себе функцию воспроизводства. В
частности, эти изменения имеют колоссальное значение для женщины; она может
сократить число беременностей, разумно сделать их частью своей жизни, вместо то-
Во втором томе мы вернемся к обсуждению позиции Церкви. Отметим лишь, что
католики далеко не буквально восприняли учение Блаженного Августина. Накануне
|